Дотянуться до небес: как в Полоцке реставрируют Софийский собор

Дотянуться до небес: как в Полоцке реставрируют Софийский собор

Уникальный памятник архитектуры XI—XVIII веков Софийский собор реставрируют в Полоцке в рамках подготовки к проведению Дня белорусской письменности. Строители уже достигли самых верхних ярусов центрального фасада. Вместе с ними к вершинам храма поднялась и корреспондент «ВВ».

– Это очень ответственная, сложная и в то же время интересная работа. Она дает возможность соприкоснуться с историей, приложить руку к сохранению национального достояния. Ведь пройдет время,  и когда-нибудь каждый, кто здесь трудится, сможет с гордостью сказать:  «А я реставрировал Софийский собор!, – подчеркивает значимость миссии строителей директор ЧТПУП «Гравелит» Александр Балобаев.

Качественно выполнять реставрационные работы под силу далеко не каждой строительной организации. Но «Гравелит» уже имеет успешный опыт подобной деятельности. Пять лет назад за реконструкцию старинных корпусов Полоцкого иезуитского  коллегиума предприятие было награждено дипломом победителя  республиканского конкурса «На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь».

Башни Софийского собора взмывают вверх на 51 метр. Во время предыдущей реставрации работы на высоте выполнялись альпинистами, а теперь – с помощью трех автовышек. Две из них – отечественные, с длиной стрелы 30 метров.  Сложной техникой, арендованной у новополоцкого строительно-монтажного треста №16, умело управляют машинисты Владимир Маслаков и Максим Петровский.

А самая мощная 60-метровая автовышка взята в аренду в ОАО «Нафтан». Таких дорогостоящих машин импортного производства в Беларуси только две. Мониторинг всего рабочего процесса здесь ведет бортовой компьютер. Благодаря специальной системе стабилизации корзина все время удерживается в ровном положении.

Перед тем, как подняться на высоту, штукатуры-маляры Наталья Прыгун и Наталья Козырская загружают на рабочую платформу инструменты и материалы. Сопровождать напарниц будет водитель-машинист Юрий Баранчук, управляя подъемником прямо с люльки. Чтобы прочувствовать ответственность момента, я тоже напрашиваюсь подняться вместе с ними.

Поскольку в корзину нельзя помещать больше трех человек, Наталья Козырская уступает мне свое место, а заодно отдает предохранительный пояс, пристегивающийся к перилам. Выполнив правила безопасности, начинаем плавное движение. Первый, второй ярусы – и вот мы уже достигаем того уровня, где бывают только птицы.

Отсюда открывается восхитительный вид на окрестности, а парящие в небе купола храма выглядят еще более величественно. Одновременно заметны следы повреждений. Поэтому  строители сантиметр за сантиметром бережно восстанавливают стены памятника, чтобы любоваться его красотой могли еще многие поколения наших потомков.

Площадь фасадов Софийского собора – более 6,5 тысяч кв.м. Сначала со стен счистили старую краску и плохо держащуюся штукатурку, затем прогрунтовали и провели биозащиту от грибка, дальше выполняется шпаклевка, еще одна грунтовка и двухслойная покраска.

Между наложением каждого слоя полагается выдержать обусловленные технологией перерывы. Затрудняет процесс наличие многочисленных декоративных элементов (карнизы, пилястры, пилоны),  вносит свои коррективы непогода. Но самой главной сложностью является тот факт, что работать надо на высоте.

Кстати, не только в прямом смысле этого слова. Ведь создатели непревзойденных архитектурных шедевров задают современным строителям ту высоту, к которой должен стремиться каждый профессионал. У них можно поучиться и творчеству, и любви к своему делу, и умению соответствовать прогрессивным тенденциям эпохи. Да и каждому из нас устремленные в небо шпили Софийского собора напоминают о высоком предназначении человека.

– Мастерство древних зодчих удивляет – перед ними хочется снять шляпу. Если строили, то  на века, и какую красоту создавали! До сих пор творения их рук радуют глаз и душу, – не скрывает восхищения Александр Балобаев.

Объект особого значения

Софийский собор – одна из жемчужин историко-культурного наследия Беларуси, памятник наивысшей категории ценности, в судьбе которого отразились главные вехи истории нашей страны.

К реставрации такого объекта, как отметила представитель заказчика, заместитель директора Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Татьяна Орлова, предъявляются особые требования.

В соответствии с законодательством, проектно-сметная документация должна разрабатываться с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь и содержать ряд мероприятий по охране памятника с целью создания условий для его длительного сохранения.

В частности, очень внимательно надо подходить к выбору материалов. Например, цемент в качестве основного связующего вещества получил широкое распространение только в прошлом веке, а в древности использовали растворы на основе извести.

Если современные строительные смеси не будут сочетаться с теми, что применялись в прошлые столетия, историческому объекту может быть нанесен вред. Чтобы этого не произошло, ученые берут образцы слоев старинных штукатурок и красок и анализируют их физико-химические свойства. В качестве оптимальных рекомендовано применять известковые составы, позволяющие стенам «дышать».

Проектно-сметную документацию для объекта, как пояснила Татьяна Орлова, разработали специалисты ОАО «Витебскпроектреставрация». Генеральным подрядчиком выступает КУППСП «Полоцксельстрой», «Гравелит» на субподряде выполняет общестроительные работы, а частное предприятие «Вентмонтаж» уже осуществило установку приточно-вытяжной вентиляции, чтобы нормализовать температурно-влажностных режим внутри здания.

Кроме того, в соборе заменят часть окон, отремонтируют водоотливную систему, утеплят перекрытия. Стоимость строительных работ по договору генподряда – более 464  тыс. руб., завершить их планируется в  середине августа.

Кстати

В рамках подготовки ко Дню белорусской письменности ремонтные работы в Полоцке проводятся на семи объектах историко-культурного заповедника. Среди них — Музей белорусского книгопечатания, Краеведческий музей, Художественная галерея, здание фондохранилища. Финансирование всех строительных работ осуществляется из средств областного бюджета и частично из собственных средств музея-заповедника.

Открыт для посетителей

Несмотря на реставрацию Софийский собор продолжает оставаться самым посещаемым туристическим объектом. В разгар сезона за месяц здесь бывает до 14,5 тыс. человек, проводится до 200 экскурсий, по субботам число групп достигает более 20 за день.

– Закрываться мы не планируем. В полном объеме проводим и экскурсии для туристов, и занятия для детской аудитории, и обряды-поздравления для молодоженов. Каждое воскресенье  можно послушать органный концерт в исполнении Ксении Погорелой или Нелли Боровик, – рассказала заведующая Музеем истории архитектуры Софийского собора Марина Чернышова.

Кстати, недавно семейная пара из России, решив насладиться звуками органа, заказала концерт исключительно для себя, оплатив его полную стоимость в сумме 200 рублей.

В период каникул достопримечательность активно посещают школьники из разных городов Беларуси. Среди иностранных туристов доминируют россияне, приезжают жители Германии, Италии, Испании, Польши, в последнее время большой интерес проявляют соседи из Латвии.

5 фактов, которые мы должны знать о Софийском соборе:

1. Это самая первая каменная постройка на территории нашей страны, положившая начало истории белорусского каменного зодчества.
2. Собор олицетворял независимость, силу и мощь Полоцкой земли. Здесь заключались договоры о мире или объявлялась война, располагалась кафедра архиепископа, хранились религиозные святыни и княжеская казна, устраивались приемы послов, писались летописи, находились архив и богатейшая библиотека.
3. В древности облик собора был иным. За почти десять столетий он пережил много драматических событий, пожаров, разрушений. Изначально был семикупольным, затем перестраивался в храм оборонного типа, 7 мая 1710 года был превращен в руины в результате взрыва порохового склада, размещенного в подвалах.  Восстановлен в 1750 г. в стиле позднебелорусского барокко.
4. Действующим храмом собор был до начала 20-х годов XX века. Сначала принадлежал православной церкви. В 1596 году, после заключения Брестской церковной унии, передан униатам, в 1839 году — возвращен православным.

После закрытия храма в здании размещался краеведческий музей, затем – зернохранилище, книгохранилище, филиал Витебского областного архива. В 1969-м  начались масштабные архитектурно-археологические исследования и реставрационные работы. В 1983 году состоялось открытие концертного зала камерной, в 1985-м – органной музыки, в 1987-м – Музея истории архитектуры собора.

5. В настоящее время собор – значимый культурный центр региона, филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Его концертный зал – один из лучших в Европе – славится своей уникальной акустикой. Нижний зал  позволяет увидеть фрагменты древнего портала и кладку из плинфы, фундамент и фресковые росписи ХІ в., одни из самых древних на территории Беларуси. Храм  остается символом тысячелетней истории и богатейших культурных традиций нашей земли.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Загрузка...