КАНУН ВОСКРЕСЕНЬЯ: Сталин и Православная церковь

КАНУН ВОСКРЕСЕНЬЯ: Сталин и Православная церковь

IMG_1275
4 сентября 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны, в Кремле состоялась судьбоносная для всего Православного мира встреча Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и экзархом Западной Белоруссии и Украины, а с марта 1941 года митрополитом, Николаем (Ярушевичем).
В ходе состоявшейся беседы было принято решение о созыве архирейского собора и выборах патриарха, престол которого 18 лет пустовал из-за препятствия властей. Было получено добро на возобновление деятельности Священного Синода.
Одновременно Сталин дал согласие на строительство новых храмов и предложил открыть духовную академию и семинарии, а так же начать издание религиозной литературы в том числе периодического «Журнала Московской патриархии».
Сегодня некоторые утверждают, что Сталин пошел на эту встречу и обратился за помощью к Церкви, потому что иначе не видел возможности победить врага. Но встреча состоялась не в 1941 году, когда судьба страны действительно висела на волоске, а в конце 1943 года, после коренного перелома в ходе войны, после великих побед Красной Армии под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге. С этого времени немцы уже только отступала, а наши — наступали.
Пошел в наступление Сталин и на идеологическом фронте, в деле коренного изменения духовной жизни страны. Вот как отметил это митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн: «Реальное содержание идеологической работы в массах с тех пор изменилось резко и принципиально, обретя несомненно национал-патриотическое черты.»
А сама Церковь всегда была с народом, стояла на патриотических позициях. Ещё 22 июня 1941 года пока те же «идеологи» раскачивались, митрополит Сергий пишет своё знаменитое послание » Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором безоговорочно заявляет о поддержке властей в предстоящей борьбе с вторгшимися в нашу страну немецко-фашистскими войсками, напоминая православным о вождях русского народа — святых Александре Невском и Дмитрии Донском.
Трудно сказать, использовал ли Сталин сергиевскую «подсказку», но 7 ноября 1941 года выступая перед участниками военного парада на Красной площади, вождь помимо подзабытого обращения «братья и сестры», впервые упомянул героев прошлого: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».
Но вернемся к той исторической встрече 1943 года. Вот как вспоминает о ней председатель Совета по делам Русской православной церкви Г.Г.Карпов (на фото ниже), которому было поручено не только организовать её, но и записать беседу вождя с иерархами Русской православной церкви.
IMG_1274
Но прежде чем перейти к изложению этой беседы, хотелось бы обратить внимание на глубокое понимание вождем духовных запросов народа, а посему необходимости выстраивания нормальных взаимоотношений государства и Церкви. А еще в ней поражает четкость поставленных вопросов и что было бы весьма поучительно для современных деятелей, скорость разрешения назревших проблем. По сути за один день был решен вопрос который положил начало возрождению в рамках государства Русской православной церкви.
— 4.09.43 г. я был вызван к товарищу Сталину, — пишет в своей записке Григорий Карпов — где мне были заданы следующие вопросы:
а) что из себя представляет митрополит Сергий (возраст, физическое состояние, его авторитет в церкви, его отношение к властям),
б) краткая характеристика митрополитов Алексия и Николая,
в) когда и как был избран в патриархи Тихон,
г) какие связи Русская православная церковь имеет с заграницей,
д) кто являются патриархами Вселенским, Иерусалимским и другими,
е) что я знаю о руководстве православных церквей Болгарии, Югославии, Румынии,
ж) в каких материальных условиях находятся сейчас митрополиты Сергий, Алексий и Николай,
з) количество приходов православной церкви в СССР и количество епископата…
После этого т.Сталин сказал:
– Нужно создать специальный орган, который бы осуществлял связь с руководством церкви…
Тут же, на даче т.Сталина, я получил указание позвонить митрополиту Сергию и от имени правительства передать следующее: «Говорит с Вами представитель Совнаркома Союза. Правительство имеет желание принять Вас, а также митрополитов Алексия и Николая, выслушать Ваши нужды и разрешить имеющиеся у Вас вопросы. Правительство может Вас принять или сегодня же, через час-полтора, или если это время Вам не подходит, то прием может быть организован завтра (в воскресенье) или в любой день последующей недели».
Тут же, в присутствии т.Сталина, созвонившись с Сергием и отрекомендовавшись представителем Совнаркома, я передал вышеуказанное и попросил обменяться мнениями с митрополитами Алексием и Николаем, если они находятся в данное время у митрополита Сергия.
После этого доложил т. Сталину, что митрополиты Сергий, Алексий и Николай благодарят за такое внимание со стороны Правительства и хотели бы, чтобы их приняли сегодня.
Двумя часами позднее митрополиты Сергий, Алексий и Николай прибыли в Кремль, где были приняты т.Сталиным в кабинете председателя Совнаркома Союза ССР. На приеме присутствовали т.Молотов и я.
Беседа т.Сталина с митрополитами продолжалась 1 час 55 минут.
Тов. Сталин сказал, что правительство Союза знает о проводимой ими патриотической работе в церквах с первого дня войны, что правительство получило очень много писем с фронта и из тыла, одобряющих позицию, занятую церковью по отношению к государству.
Тов. Сталин, коротко отметив положительное значение патриотической деятельности церкви за время войны, просил митрополитов Сергия, Алексия и Николая высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах.
Митрополит Сергий сказал т.Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т.к. почти 18 лет (он) является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды (трудности), что Синода в Советском Союзе нет с 1935иг., а потому он считает желательным, чтобы правительство разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5-6 архиереев.
Митрополиты Алексий и Николай также высказались за образование Синода и обосновали это предложение об образовании как наиболее желаемую и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха на архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т.к. фактически церковь возглавляет бессменно в течение 18 лет патриарший местоблюститель митрополит Сергий.
Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил:
а) как будет называться патриарх,
б) когда может быть собран архиерейский Собор,
в) нужна ли какая помощь со стороны правительства для успешного проведения Собора (имеется ли помещение, нужен ли транспорт, нужны ли деньги и т.д.).
Сергий ответил, что эти вопросы предварительно ими между собой обсуждались и они считали бы желательным и правильным, если бы правительство разрешило принять для патриарха титул патриарха Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917 г., при Временном правительстве, назывался «патриархом Московским и всея России».
Тов. Сталин согласился, сказав, что это правильно.
На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда т.Сталин, улыбнувшись, сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?». Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3-4 дня.
После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября.
На третий вопрос митрополит Сергий ответил, что для проведения Собора никаких субсидий от государства они не просят.
Вторым вопросом митрополит Сергий поднял, а митрополит Алексий развил вопрос о подготовке кадров духовенства, причем оба просили т.Сталина, чтобы им было разрешено организовать богословские курсы при некоторых епархиях.
Тов. Сталин, согласившись с этим, в то же время спросил, почему они ставят вопрос о богословских курсах, тогда как правительство может разрешить организацию духовной академии и открытие духовных семинарий во всех епархиях, где это нужно.
Митрополит Сергий, а затем еще больше митрополит Алексий сказали, что для открытия духовной академии у них еще очень мало сил и нужна соответствующая подготовка, а в отношении семинарий – принимать в них лиц не моложе 18 лет они считают неподходящим по времени и прошлому опыту, зная, что, пока у человека не сложилось определенное мировоззрение, готовить их в качестве пастырей весьма опасно, т.к. получается большой отсев, и, может быть, в последующем, когда церковь будет иметь соответствующий опыт работы с богословскими курсами, встанет этот вопрос, но и то организационная и программная сторона семинарий и академий должна быть резко видоизменена.
Тов. Сталин сказал: «Ну, как хотите, это дело ваше, а если хотите богословские курсы, начинайте с них, но правительство не будет иметь возражений и против открытия семинарий и академий».
Третьим вопросом Сергий поднял вопрос об организации издания журнала Московской патриархии, который бы выходил один раз в месяц и в котором освещались бы как хроника церкви, так и статьи и речи богословского и патриотического характера.
Тов. Сталин ответил: «Журнал можно и следует выпускать».
Затем митрополит Сергий затронул вопрос об открытии церквей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят (вопросы) почти все епархиальные архиереи, что церквей мало и что уж очень много лет церкви не открываются. При этом митрополит Сергий сказал, что он считает необходимым предоставить право епархиальному архиерею входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей.
Митрополиты Алексий и Николай поддержали Сергия, отметив при этом неравномерность распределения церквей в Советском Союзе и высказав пожелание в первую очередь открывать церкви в областях и краях, где нет совсем церквей или где их мало.
Тов. Сталин ответил, что этому вопросу никаких препятствий со стороны правительства не будет.
Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т.Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т.д.
Тов. Сталин сказал им: «Представьте такой список, его рассмотрим».
Сергий поднял тут же вопрос о предоставлении права свободного проживания и передвижения внутри Союза и права исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения, т.е. вопрос был поднят о снятии запрещений, вернее, ограничений, связанных с паспортным режимом.
Тов. Сталин предложил мне этот вопрос изучить.
Митрополит Алексий, попросив разрешения у т.Сталина, специально остановился на вопросах, имеющих отношение к церковной кассе, а именно:
а) митрополит Алексий сказал, что он считает необходимым предоставление епархиям права отчислять некоторые суммы из касс церквей и из касс епархий в кассу центрального церковного аппарата для его содержания (патриархия, Синод), и в связи с этим же митрополит Алексий привел пример, что инспектор по административному надзору Ленсовета Татаринцева такие отчисления делать не разрешила;
б) что в связи с этим же вопросом он, а также митрополиты Сергий и Николай считают необходимым, чтобы было видоизменено Положение о церковном управлении, а именно чтобы священнослужителям было дано право быть членами исполнительного органа церкви.
Тов. Сталин сказал, что против этого возражений нет.
Митрополит Николай в беседе затронул вопрос о свечных заводах, заявив, что в данное время церковные свечи изготовляются кустарями, продажная цена свечей в церквах весьма высокая и что он, митрополит Николай, считает лучшим предоставить право иметь свечные заводы при епархиях.
Тов. Сталин сказал, что церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР, и что, как он говорил об организации духовных учебных заведений, не возражая против открытия семинарий в епархиях, так не может быть препятствий и к открытию при епархиальных управлениях свечных заводов и других производств.
Затем, обращаясь ко мне, т.Сталин сказал: «Надо обеспечить право архиерея распоряжаться церковными суммами. Не надо делать препятствий к организации семинарий, свечных заводов и т. д.».
Затем т.Сталин, обращаясь к трем митрополитам, сказал: «Если нужно сейчас или если нужно будет в дальнейшем, государство может отпустить соответствующие субсидии церковному центру».
После этого т.Сталин, обращаясь к митрополитам Сергию, Алексию и Николаю, сказал им: «Вот мне доложил т.Карпов, что вы очень плохо живете: тесная квартирка, покупаете продукты на рынке, нет у вас никакого транспорта. Поэтому правительство хотело бы знать, какие у вас есть нужды и что вы хотели бы получить от правительства».
В ответ на вопрос т. Сталина митрополит Сергий сказал, что в качестве помещений для патриархии и для патриарха он просил бы принять внесенные митрополитом Алексием предложения о предоставлении в распоряжение патриархии бывшего игуменского корпуса в Новодевичьем монастыре, а что касается обеспечения продуктами, то эти продукты они покупают на рынке, но в части транспорта просил бы помочь, если можно, выделением машины.
Тов. Сталин сказал митрополиту Сергию: «Помещения в Новодевичьем монастыре т. Карпов посмотрел: они совершенно неблагоустроенны, требуют капитального ремонта, и, чтобы занять их, надо еще много времени. Там сыро и холодно. Ведь надо учесть, что эти здания построены в XVI в. Правительство вам может предоставить завтра же вполне благоустроенное и подготовленное помещение, предоставив вам 3-этажный особняк в Чистом переулке, который занимался ранее бывшим немецким послом Шуленбургом. Но это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в этом особняке, а для того, чтобы лучше иметь представление об этом здании, мы сейчас вам покажем план его».
Через несколько минут представленный т. Сталину т. Поскребышевым план особняка по Чистому переулку, дом 5, с его подворными постройками и садом был показан для ознакомления митрополитам, причем было условлено, что на другой день, т. Карпов предоставит возможность митрополитам лично осмотреть указанное выше помещение.
Вновь затронув вопрос о продовольственном снабжении, т. Сталин сказал митрополитам: «На рынке продукты покупать вам неудобно и дорого, и сейчас продуктов на рынок колхозник выбрасывает мало. Поэтому государство может обеспечить продуктами вас по государственным ценам. Кроме того, мы завтра-послезавтра предоставим в ваше распоряжение 2–3 легковые автомашины с горючим».
Тов. Сталин спросил митрополита Сергия и других митрополитов, нет ли у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у церкви, причем об этом т. Сталин спросил несколько раз.
Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переобложение духовенства подоходным налогом, на что т. Сталин обратил внимание и предложил мне в каждом отдельном случае принимать соответствующие меры проверки и исправления.
После этого т. Сталин сказал митрополитам: «Ну, если у вас больше нет к правительству вопросов, то, может быть, будут потом. Правительство предполагает образовать специальный государственный аппарат, который будет называться Совет по делам Русской православной церкви, и председателем Совета предполагается назначить т. Карпова. Как вы смотрите на это?»
Все трое заявили, что они весьма благожелательно принимают назначение на этот пост т. Карпова.
Тов. Сталин сказал, что Совет будет представлять собою место связи между правительством и церковью и председатель его должен (докладывать) правительству о жизни церкви и возникающих у нее вопросах.
Затем, обращаясь ко мне, т. Сталин сказал: «Подберите себе 2-3 помощников, которые будут членами вашего Совета, образуйте аппарат, но только помните: во-первых, что вы не обер-прокурор; во-вторых, своей деятельностью больше подчеркивайте самостоятельность церкви».
После этого т. Сталин, обращаясь к т. Молотову, сказал: «Надо довести об этом до сведения населения, так же как потом надо будет сообщить населению и об избрании патриарха».
В связи с этим Вячеслав Михайлович Молотов тут же стал составлять проект коммюнике для радио и газет, при составлении которого вносились соответствующие замечания, поправки и дополнения как со стороны т. Сталина, так и отдельные со стороны митрополитов Сергия и Алексия.
Текст извещения был принят в следующей редакции:
«4 сентября с.г. у председателя Совета Народных Комиссаров СССР т. И.В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем.
Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение созвать Собор епископов для избрания патриарха Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода.
Глава правительства т. И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны правительства не будет к этому препятствий.
При беседе присутствовал заместитель председателя Совнаркома СССР т. В.М. Молотов».
Это извещение было опубликовано в газете «Известия» от 5 сентября 1943 г.
Коммюнике было передано т. Поскребышеву для передачи в этот же день по радио и в ТАСС для напечатания в газетах.
После этого т. Молотов обратился к Сергию с вопросом: когда лучше принять делегацию Англиканской церкви, желающую приехать в Москву, во главе с архиепископом Йоркским?
Сергий ответил, что, поскольку Собор епископов будет собран через 4 дня, значит, и будут проведены выборы патриарха, англиканская делегация может быть принята в любое время.
Тов. Молотов сказал, что, по его мнению, лучше будет принять эту делегацию месяцем позднее.
В заключение этого приема у т. Сталина выступил митрополит Сергий с кратким благодарственным словом к правительству и лично к т. Сталину.
Тов. Молотов спросил т. Сталина: «Может, следует вызвать фотографа?»
Тов. Сталин сказал: «Нет, сейчас уже поздно, второй час ночи, поэтому мы сделаем это в другой раз».
Тов. Сталин, попрощавшись с митрополитами, проводил их до дверей своего кабинета.
Данный прием был историческим событием для церкви и оставил у митрополитов Сергия, Алексия и Николая большие впечатления».
IMG_1276
Патриарх Сергий

***
Предпринятый И.В. Сталиным решительный шаг в пользу Церкви, привел к ослаблению идеологического, прежде всего атеистического, диктата ВКП(б), её власти над умами и душами людей.
Русская Церковь переживала подъём: открылись тысячи церквей, резко возросло количество православных общин, была отпущена на свободу подавляющая часть находящегося в тюремном заключении духовенства, прекратились прямые гонения на верующих, ликвидирован созданный в 1925 году «Союз воинствующих безбожников» устраивающий дикие шабаши и насаждавший мракобесие под лозунгами нового времени.
Последнее десятилетие сталинской эпохи (1943-1953) явилось для Русской Православной Церкви наиболее благоприятным за весь период истории Советского государства. Но после смерти Сталина и прихода к власти Хрущева в стране вновь развернулись гонения на Церковь.
Страну захлестнула новая волна воинствующего атеизма и антирелигиозной пропаганды. Закрыты, а то и уничтожены тысячи храмов, в том числе в Витебске был взорван памятник союзного значения — древнейшая Благовещенская церковь…
Но это уже не могло остановить начавшегося в стране с 1943 года религиозного возрождения. Как писали про тот период, после окончания Великой Отечественной войны церковные биографы Патриарха Сергия:
«Пусть церковь отделена от государства, но в этом отделении она обрела духовную свободу, не стесняемую никакой государственной опекой. Пусть государство считает религию частным делом, но для православных людей интересы веры неразрывно связаны с развитием, силой и славой Родины. Так наметились в сознании верующих основы взаимных отношений между Церковью и государством. Историческим выражением этого сознания явился приём трёх митрополитов главой советского государства И.В.Сталиным 4 сентября 1943 года».

Антон Дорогокуповский, vitebskcity.info

IMG_1252
Автограф, оставленный автору статьи Патриархом Алексием II на книге «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни»

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Загрузка...