Памятники и Мемориалы Великой Отечественной войны в Витебской области (Monuments and Memorial...

Памятники и Мемориалы Великой Отечественной войны в Витебской области (Monuments and Memorial Complexes of the Vitebsk Region)

katusha

Памятники и Мемориалы Великой Отечественной войны Витебщины:

Прошки. Курган Дружбы в честь боевого содружества партизан Беларуси, Латвии и России (Proski. Friendship Mount in honourof military cooperation of the partisans from Belarus, Latvia and Russia); Россоны. Мемориальный комплекс в честь советских воинов и партизан (Rasony. Memorial Complex in honour of Soviet warriors and partisans); Верхнедвинск. Мемориальный комплекс жертвам фашизма, сожженным деревням, воинам-освободителям и землякам (Vierchniadzvinsk. Memorial Complex to the victims of fascism, burnt settlements, warriors-liberators and countrymen); Полоцк. Мемориальный комплекс «Курган Бессмертия» (Polack. Memorial Complex «Mound of Immortality»); Полоцк. Памятник 23-гвардейцам (Polack. Monument to 23 guardsmen), Полоцк. Мемориальный комплекс на месте массового захоронения (Polack. Memorial Complex at the site of a mass-casualty burial); Тропино. Мемориальный комплекс в чeсть погибших воинов по время Белорусской наступательной операции в 1944 г. (Tropina. Memorial Complex in honour of warriors who perished during the Belorussian Strategic Offensive Operation in 1944); Городок. Мемориальный комплекс «Бессмертие» (Haradok. Memorial Complex «Immortality»); Городок. Памятник Освобождения (Haradok. Monument of Liberation); Заполье. Памятник «Витебские ворота»  (Zapole. Monument «Viciebsk gate»), Глубокое. Мемориальный комплекс «Урочище Борок» (Hlybokaje. Memorial Complex «Barok Area»);Паперино. Мемориальный комплекс «Прорыв» (Papiеryna. MemorialComplex «Proryv» (Breakthrough); Витебск. Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков (Vitebsk. Memorial Complex in honour of Soviet warriors-liberators, partisans and underground fighters); Дедки. Мемориальный комплекс «Ходоровка» (Dziadki. Memorial Complex «Chodorovka»); Шуневка (бывшая деревня). Мемориальный комплекс «Шуневка» (Shunevka (former village). Memorial Complex «Sunieuka»); Орша. Памятник К.С. Заслонову (Orshа. MonumenttoK.S. Zaslonov); Орша. Мемориальный комплекс «Катюша» (Orsha. Memorial Complex «Katyusha»); Орша. Курган Славы (Orsha. Mound of Glory); Рыленки. Мемориальный комплекс «Рыленки» (Rylienki. Memorial Complex «Rylienki»).

Прошки. Курган Дружбы в честь боевого содружества партизан Беларуси, Латвии и России
Курган Дружбы был насыпан в 1959 г. па границе трех республик Беларуси, России и Латвии в честь боевого содружества партизан и подпольщиков. Земля для него взята с могил партизан и воинов Красной Армии, с мест гибели Александра Матросова, Клавы Назаровой, Лени Голикова, Маши Порываевой и других героев. К Кургану проложены три аллеи: из Беларуси березовая, из России кленовая, из Латвии липовая. На вершине Кургана растет дуб символ дружбы трех народов. На трех гранитных плитах на трех языках начертано: «Курган Дружбы воздвигнут на стыке границ трех братских республик в честь боевой дружбы, скрепленной кровью в годы Великой Отечественной войны русских, белорусских и латышских воинов 3 июля 1959 года».

Proski. Friendship Mount in honourof military cooperation of the partisans from Belarus, Latvia and Russia
The Friendship Mound was made in 1959 at the border of three republics Belarus, Russian and Latvia in honour of the military cooperation of partisans and underground fighters. The earth for it was taken from the places of death of AleksandrMatrosov, KlavaNazarova, LyonyaGwikov, Masha Poryvaeva and other heroes. three alleys lead to the Mound: the birch one from Belarus, the maple one from Russia and the lime one from Latvia. At the top of the Mound there is an oak tree symbolizing friendship of three peoples. On three granite plates the following inscription is made in three languages: «Friendship Mound is made at the junction of three fraternal republics in honour of the military friendship sealed with blood of Russian, Belarusian and Latvian partisans during the Great Patriotic War. Itwasopenedon 3 July 1959.»

Россоны. Мемориальный комплекс в честь советских воинов и партизан
Расположен в мемориальном парке на месте захоронения 1 285 советских воинов, партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, и 8 подпольщиков, расстрелянных гитлеровцами 16.09.1942 г.

Rasony.Memorial Complex in honour of Soviet warriors and partisans
It is located in the memorial park at the place of burial of 1,285 Soviet soldiers, partisans and underground fighters who died during the Great Patriotic War and of 8 underground fighters who were shot by Hitler’s soldiers on 16.09.1942.

Верхнедвинск. Мемориальный комплекс жертвам фашизма, сожженным деревням, воинам-освободителям и землякам
Создан в 1977 г. В центре композиции на насыпном пригорке установлены скульптуры старика и девочки. Вокруг них на плоскостях шести железобетонных столбов размещены сведения о потерях Верхнедвинского района в годы войны.

Vierchniadzvinsk. Memorial Complex to the victims of fascism, burnt settlements, warriors-liberators and countrymen
It was created in 1977. In the centre of the composition on the man-made hill there is a sculpture of an old man and a girl. Around them upon the surface of six concrete pills there is placed information about the losses of Vierchniadzvinsk District during the war.

Полоцк. Мемориальный комплекс «Курган Бессмертия»
Возведен в 1966 г. в память о 150 тыс. жителей Полоцка и Полоцкого района, ЭД» убитых гитлеровцами, а также советских поисках, героически погибших в борьбе с фашистскими захватчиками. Насыпали курган сами горожане из земли, привезенной с братских могил и полей сражения Беларуси, а также с кладбища советских воинов в Праге. Высотакургана 10м.

Polack. Memorial Complex «Mound of Immortality»
It was erected in 1966 in honour of 150 thousand citizens of Polack and Polack District killed by Hitler’s soldiers as well as Soviet warriors who heroically died fighting the fascist occupants. The mound was created by the citizens themselves using the earth brought from the communal graves and battle fields of Belarus as well as from the cemetery of the Soviet warriors in Prague. The height of the mound is 10 m.

Полоцк. Памятник 23-мгвардейцам
3 июля 1944 г. воины 158-го гвардейского стрелкового полка под командованием лейтенанта A.M. Григорьева ценою своей жизни отстояли под огнем противника мост через Западную Двину и удерживали  занятый плацдарм до подхода советских войск. Считалось, что в бою за переправу погибли все 23 отважных воина. Но позже оказалось, что в живых остался один Михаил Кожевников. После кровопролитных уличных боев 4 июля 1944 г. 11олоцк был освобожден.

Polack. Monument to 23 guardsmen
On 3 July 1944 guardsmen of the 158th guard rifle regiment under the command of Lieutenant A.M. Grigoryev at the expense of their lives defended the bridge across the river ZachodniajaDzvina and held the bridgehead till the arrival of the Soviet troops. It was considered all 23 brave warriors died in the battle. But later it was found out that there was one survivor Mikhail Kozhevnikov. After bloody street fighting Polack was liberated on 4 July 1944.

Полоцк. Мемориальный комплекс на месте массового захоронения
В июле 1941г. в оккупированном Полоцке был создан концентрационный лагерь для советских военнопленных Dulag 125. С 1941 г. по 1944 г. здесь было уничтожено более 40 тыс. военнопленных, подпольщиков, партизан и мирных граждан.

Polack. Memorial Complex at the site of a mass-casualty burial
In July 1941 in the occupied Polack there was created an extinction camp for Soviet prisoners of war Dulag 125. More than 40 thousand war prisoners, underground fighters, prisoners and civilians were killed here from 1941 till 1944.

Тропино. Мемориальный комплекс в чeсть погибших воинов по время Белорусской наступательной операции в 1944 г.
Возведен в 1976 г. на военном кладбище, где похоронено 1 437 воинов, погибших при наступлении.

Tropina. Memorial Complex in honour of warriors who perished during the Belorussian Strategic Offensive Operation in 1944
It was erected in 1976 on the military cemetery where 1,437 soldiers who died during the attack are buried.

Городок. Мемориальный комплекс «Бессмертие»
Здесь похоронено более 5 тыс. советских воинов, погибших и 1943-1944 гг. во время освобождения Городка и территории района от немецко-фашистских захватчиков. Созданкомплексв 1974 г.

Haradok. Memorial Complex «Immortality»
More than 5 thousand Soviet soldiers who died in 1943 1944 during liberation of Haradok and the territory of the district from the fascist occupants are buried here. Thecomplexwascreatedin 1974.

Городок. Памятник Освобождения
Город освобожден от немецко-фашистских захватчиков в ходе Городокской наступательной операции с 13 по 31 декабря 1943 г. В 1975 г. в честь освобождения установлен памятник, на двенадцати плитах которого перечислены названия частей и соединений, освободивших город.

Haradok. Monument of Liberation
The town was liberated from the fascist occupants during Haradok offensive operation from 13 Lo 31 December 1943. The monument was erected in 1975 in honour of liberation. The names of military units and groups that liberated the town are listed on the twelve plates of the monument.

Заполье. Памятник «Витебские ворота»
«Витебские (Суражские) ворота» это 40-киломстровый разрыв в линии фронта между Велижем и Усвятами, который образовался в результате наступлении 4-й Ударной армии Калининского фронта и активных действий партизан прифронтовых районов после битвы под Москвой. «Ворота» существовали с 10 февраля по 28 сентября 1942 г. За время их существования было эвакуировано в советский тыл около 200 тыс. человек. 28 сентября 1942 г. с помощью артиллерии и танков и при явном преимуществе гитлеровцам удалось в ожесточенных боях закрыть «Витебские ворота». В память о боевых действиях воинов и партизан установлен памятник, символизирующий «Витебские ворота». В ходе боев за удержание «Витебских ворот» в феврале 1942 г. части 4-й Ударной армии освободили небольшую северную часть Суражского района Витебской области. Это была первая белорусская земля, освобожденная от гитлеровских захватчиков.

Zapole. Monument «Viciebsk gate»
«Viciebsk (Suraz) gate» is a 40 km gap in the battle line between Velizh and Usvyaty that was created due to the advance of the 4th Attack Army of the Kalinin Front and active operations of the partisans of the near-front areas after the battle of Moscow. The «gate» existed from 10 February till 28 September 1942. During this period about 200 thousand people were evacuated in the Soviet back land. On 28 September 1942 with the help of artillery and tanks and having decisive superiority Hitler’s troops managed to close the «Viciebsk gate» during the fierce fighting. In honour of military actions of the warriors and partisans the monument was erected symbolizing the «Viciebsk gale». During the battle for holding of the «Viciebsk gate» in February 1942 the units of the 4th Attack Army liberated a small northern part of Suraz District of Viciebsk Region. That was the firsL Belarusian area to be liberated from the fascist occupants.

Глубокое. Мемориальный комплекс «Урочище Борок»
На территории бывшего базилианского монастыря в сентябре 1941 г. был создан Березвечский лагерь смерти (Шталаг 351) для массового уничтожения советских военнопленных. С конца 1943 г., после капитуляции Италии, в лагерь привозили итальянских солдат и офицеров. Площадь огороженного колючей проволокой лагеря была около 3 га. До июля 1944 г. фашисты уничтожили здесь около 27 тыс. советских и итальянских военнопленных. Их останки закопаны в 56 ямах-могилах в урочище Борок (500 м от бывшего лагеря).

Hlybokaje. Memorial Complex «Barok Area»
In September 1941 on the territory of the former monastery of the Order of Saint Basil the Great there was created Bierazviecca death camp (Stalag 351) for mass extermination of Soviet war prisoners. Since the end of 1943 after surrender of Italy Italian soldiers and officers were also brought to this camp. The total area of the camp fences with barbed wire was about 3 ha. By July 1944 The Nazis had killed here about 27 thousand Soviet and Italian war prisoners. Their remains are buried in 56 graves in Barok area (500 m off the former camp).

Паперино. Мемориальный комплекс «Прорыв»
На этом месте 16 партизанских бригад во главе с будущим Героем Советского Союза B.Ф. Лобанком вырвались из окружения, сражаясь с карательными отрядами до появления отрядов Красной Армии. Вместе с партизанами освободилось более 15 тыс. мирных жителей. В самом начале дороги, которая ведет к мемориалу, справа на железобетонном подиуме расположена бронзовая рельефная плита в виде карты со схемой обороны партизан 11 апреля 1944 г. и надписью: «Партизанские соединения Полоцко-Лепельской зоны после длительных ожесточенных сражений с фашистскими карателями в мае 1944 т. у деревень Плино и Паперино совершили легендарный прорыв вражеской блокады. И мужество народа победило. Смерть стала бессмертием».

Papiеryna. MemorialComplex «Proryv» (Breakthrough)
At this place 16 partisan brigades headed by V.F. Lobanok, future Пего of the Soviet Union, broke through the encirclement fighting with the occupants before arrival of the Red Army. More than 15 thousand civilians got liberated together with the partisans. At the very beginning of the road leading to the memorial on the right on the concrete platform there is a bronze relief plate in the shape of a map with the defense scheme of the partisans on 11 April 1944 I with the following inscription: «Partisans» units of Polack-Liepiel area after sustained and fierce fighting with the fascist.

Витебск. Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков
Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы. Рядом с мемориалом, в парке Победителей, создана аллея Воинской Славы с экспозицией боевой техники. Создан комплекс в 1974 г. по проекту Ю.В. Шпита.

Vitebsk. Memorial Complex in honour of Soviet warriors-liberators, partisans and underground fighters
Three bayonets tower above the town reminding the citizens about the iron years of war and about the great sacrifice i of the Soviet people for the sake of the Victory. Near the memorial in Pieramozcaii park (the Park of Winners) there is a VoinskayaSlava alley (an alley of Military Glory) with exposition of military equipment. The complex was created in 1974 upon the project of Y.V. Shpit.

Дедки. Мемориальный комплекс «Ходоровка»
Создан в 1992 г. на месте расстрела 200 итальянских военнопленных и 600 мирных граждан в июне 1944 г.

Dziadki. Memorial Complex «Chodorovka»
It was erected in 1992 at the site of execution of 200 Italian war prisoners and 600 civilians by firing squad in June 1944.

Шуневка (бывшая деревня). Мемориальный комплекс «Шуневка»
22 мая 1943 г. во время проведения карательной операции «Котбус» гитлеровцы сожгли деревню Шуневка вместе с ее жителями (66 человек). Взрослых сожгли в сарае, а детей бросили в колодец. После войны деревня не возродилась. В 1979 г. на ее месте создали мемориальный комплекс в память о деревнях Докшицкого района, уничтоженных вместе с населением.

Shupnka (former village). Memorial Complex «Sunieuka»
On 22 May 1943 during the punitive operation «Kottbus» Hitler’s forces burnt the village of Sunieiika with its inhabitants (66 people). The adults were burnt in the shed, and the children were thrown into the well. the village has never been restored after the war. In 1979 there was built a memorial complex in memory of villages of Doksycy District destroyed with their inhabitants.

Орша. Памятник К.С. Заслонову
В октябре 1941 г. Константин Сергеевич Заслонов по собственной просьбе был отправлен в тыл врага в составе группы железнодорожников. Создал подпольную группу, участники которой путем применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за три месяца подорвали 93 немецких паровоза. Из-за угрозы ареста в марте 1942 г. Заслонов с группой покинул Оршу и организовал партизанский отряд, который провел ряд успешных боевых рейдов в районе Витебск-Орша-Смоленск, уничтожив большое количество вражеских солдат и техники. 14 ноября 1942 г. Заслонов геройски погиб в бою с карательным отрядом уд. Куповать Сенненского района. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Orshа. MonumenttoK.S. Zaslonov
In October 1941 KonstantsinSergeevichZaslonov upon his own request was sent behind the enemy lines as a member of a group of railwaymen. He formed an underground group the members of which with the help of «coal mines» (mines disguised as coal) blasted 93 German trains during three months. Due to danger of possible arrest in March 11942 Zaslonov with his group left OrSa and formed a partisan unit that carried out several successful military operations in the area ViciebskOrsa Smolensk and destroyed a large number of enemy’s soldiers and machines. On 114 November 1942 Zaslonov heroically died in battles with the punitive detachment near the village of Kupavac of Sianno District. He was posthumously awarded with the title of the Hero of the Soviet Union.

Орша. Мемориальный комплекс «Катюша»
Создан в 1966 г. в честь 25-летия первого залпа „Катюши», осуществленного 14 июля 1941 г. под командованием капитана И.А. Флерова. Фашисты захватили Оршу и разместили ней свои войска с целью продолжать наступление в сторону Смоленска. Чтобы сорвать немецкую атаку Флерову был отдан приказ уничтожить переправы через Днепр и Оршицу и основные железнодорожные узлы, на которых располагалась фашистская техника и живая сила. В тот день семь экспериментальных машин БМ-13 с реактивными снарядами в 15 часов 15 минут подвергли захваченную фашистами железнодорожную станцию Орша массированному удару, в результате которого в течение нескольких секунд было уничтожено большое количество живой силы и военной техники. Эта военная операция значительно ослабила наступление немецких войск на Смоленск.

Orsha. Memorial Complex «Katyusha»
It was erected in 1966 in honour of the 25th anniversary of the first salvo of Katyusha rocket launcher made in 14 July 1941 under the command of Captain I.A. Flyorov. The Nazis occupied Or5a and were concentrating there their troops to continue the advance towards Smolensk. To compromise the German attack Flyorov was ordered to destroy the bridges across the Dniapro and Orsyea and the major railway junctions where the Nazis machines and manpower were stationed. On the same day seven experimental machines BM 13 with rocket missiles at 15.15 shelled the railway station Orsa occupied by the fascists. As a result of this attack die significant amount of manpower and military equipment were destroyed during several seconds. This military operation significandy weakened die advance of the German troops towards Smolensk.

Орша. Курган Славы
Заложен в 1966 т. в парке Героев в память о советских воинах, партизанах и подпольщиках, погибших в Великую Отечественную войну. К кургану ведет шесть аллей. Пять из них названы именами Героев Советского Союза К.С. Заслонова, М. Лефевра, С.М. Митты, А. А. Никандровой и Ю. В. Смирнова, шестая аллея Неизвестного солдата.

Orsha. Mount of Glory
It was erected in 1966 in the Heroes park in memory of Soviet warriors, partisans and underground fighters who perished during the Great Patriotic War. There are six alleys leading to the Mound. Five of them are named after the following Heroes of the Soviet Union: K.S. Zaslonov, M. Lefevr, S.M. Mitta, A. A. Nikandrova, and Y.V. Smirnov, and the sixth one is the alley of the Unknown Soldier.

Рыленки. Мемориальный комплекс «Рыленки»
Воздвигнут в 1973 г. на месте захоронения 10 тыс. советских воинов. Осенью 1943 г. части Красной Армии в ходе Смоленской операции вышли на восточные рубежи Беларуси, где встретили ожесточенное сопротивление немецких войск. 23 июня 1944 г. началась Белорусская операция «Багратион». В результате трехдневных боев оборона противника была сломлена и юрод Дубровно освобожден. Воины, погибшие в этих боях, похоронены в братской могиле у деревни Рыленки. Среди погибших есть французские летчики авиаполка «Нормандия — Неман». Основную композицию мемориала составляют 164 плиты с именами похороненных здесь воинов.

Rylienki. Memorial Complex «Rylienki»
It was erected in 1973 at the site of burial of 10 thousand Soviet warriors. In autumn 1943 during the second Battle of Smolensk the Troops of the Red Army reached the eastern borders of Belarus where they faced fierce fighting with German troops. On 23 June 1944 the Belorussian Strategic Offensive Operation «Bagration» began. After three days of battles the enemy’s defenses were overwhelmed and the town of Dubrovna was liberated. The warriors who were killed during these battles are buried in the communal grave near the village of Rylienki. Among the deceased there are French pilots of the Normandie-Nioman Regiment. 164 plates with the names of the warriors buried here are the major part of the memorial.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ