Святая благоверная София Слуцкая

Святая благоверная София Слуцкая

19 марта / 1 апреля Память Святой праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Родилась София Юрьевна Олелько, княжна Слуцкая 1 мая 1585 г. Текст Жития приводится по изданию: Святая благоверная София, княгиня Слуцкая: житие. — Мн.: Православная инициатива, 2005. — 32 с. (Составитель Николай Николаевич Фоменков, издано тщанием настоятеля и прихожан храма в честь святой Софии, княгини Слуцкой города Минска.
safija3
ВВЕДЕНИЕ

Многие считают, что в наше время уже невозможно жить так благочестиво, как жили в древности святые, прославленные Богом. Говорят, что быть святыми — жребий немногих, а для большинства из нас довольно быть просто христианами (что означает соблюдение внешних обрядов). Из подобных мыслей многие делают себе спокойное ложе и на нем духовно дремлют или гибельно засыпают.

Такая духовная слабость проявлялась во все времена. Но истинная вера не умаляется от времени. Кто же велит нам принимать силу не от Бога Всесильного, а слабость от мира, исполненного всяким злом? Зачем малодушно унижаемся мы перед суетным миром и берем от него пороки для нашей гибели вместо того, чтобы принимать благие победоносные силы от Бога?

Святость есть высшее назначение всех христиан постольку поскольку все они — члены Святой Церкви Христовой. Наше стремление к святости, к Богопознанию ведет нас к цели человеческой жизни — обожению. По милости Божией нам даны путеводные нити. Сквозь тьму веков сияют нам подвиги святых. Увидеть это сияние праведности, зажженной от Неугасимой Лампады Христовой, возможно только через покаяние перед Господом.

В житиях святых мы можем обрести пути нашего спасения, найти ответы на многие вопросы. Во всех земных нестроениях святые, богоугодно прошедшие земной путь до конца и сами сделавшиеся стезей в жизнь вечную, освещают дороги мирских странствий невечерним светом своей славы, наставляют сердца людей к покаянию, молитвенно предстательствуют пред Господом о всех, притекающих к ним с прошением о щедром заступлении. О ней, этой святости, можно сказать словами Апостола Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1.5).

В то же время, все святые обладали такой же телесно-духовной природой, как и мы. Они так же во время своей земной жизни были подвержены сходным с нашими немощами, окружены искушениями плоти, мира и диавола, встречали те же житейские препятствия на пути к святости. Но все это они победили силой своей воли с.помощью благодати Божией.

Русская Православная Церковь —животворная ветвь вселенской Лозы Христовой (Ин. 15.6). Возрастила и воспитала в своих недрах множество святых подвижников, пламенной молитвой и трудами благочестия 4 стяжавших славу небесных покровителей и защитников Отечества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, 3 апреля 1984 года установлено празднование Собора Белорусских Святых, совершающееся в неделю 3-ю по Пятидесятнице — в третий воскресный день после праздника Святой Троицы. Земной путь этих угодников Божиих переплетается с судьбами Белой Руси, ее народа. Безусловно, Святая Русь не разделяется на края, вотчины или княжества. Мы должны воздавать должное подвигам святых, духовную взаимосвязь которых нельзя разъединить или разграничить, ибо в Церкви — «все и во всем Христос» (Кол. 3.11). Но не растет дерево, отвергающееся своих корней. Все лучшее, что есть в нашей общественной формации, дано через них-святых, в земле белорусской просиявших.

В этой работе предпринята попытка изложить жизнеописание святой благоверной Софии, княгини Слуцкой (1612). Во все времена являл Господь подвижников, которые с особым смирением и твердостью духа встречали грядущие испытания. Особое значение в сохранении чистоты православия в Белорусских землях имеет эта славная представительница рода «рыцарей православия» — князей Олельковичей-Слуцких.

Ее заботами и молитвенным предстательством перед Господом не только Слуцк, ной другие земли нынешних России, Украины, Литвы и Беларуси сохранили в лихую годину униатского пленения целостность и чистоту праотеческой православной веры. Период земного пути святой княгини Слуцкой весьма сложен. В это время происходило формирование и переустройство многих государств.

До сих пор есть отголоски тех глобальных событий. Возможно, поэтому делаются попытки умолить роль святой Софии в сохранении единства православия. Хотя, вполне вероятно, что это только результат нашего всеобщего неуважения к истории, к своим истокам. Порою встречаются утверждения об инославии княгини Софии Слуцкой. Эти утверждения абсолютно необоснованны и имеют под собой или незнание вопроса, или другие, далеко идущие цели. В любом случае, здесь не ставится цель вступить в полемику. Тем более, что обоснованные полемические публикации уже были.

Цель этой работы — еще раз осмыслить имеющиеся жизнеописания святой, взглянуть на них как на источник благодатный. Попытаться увидеть не только биографию человека или описание событий отечественной истории, а посмотреть на них по-церковному. Ведь настоящее житие есть церковное выявление святости, которая не угасла и не умалилась, несмотря на пережитые угасания веры и умаления любви. И в этот момент, приступая к освещению жизненного пути святой Софии, княгини Слуцкой, необходимо обратиться с дерзновенной молитвой ко Святой и Животворящей и Неразделимой Троице о ниспослании всевосполняющей благодати для освящения всех наших мыслей и деяний.

 

ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

Глядя на неиссякаемый поток богомольцев к раке с нетленными мощами святой Софии, княгини Слуцкой, приходит понимание того, что это есть начало нашего покаяния. Выйдя из глубочайшего духовного кризиса, в годы правления богоборческой власти, общество начинает осознавать необходимость в этом. Ведь от нашего покаяния зависит буквально все. Безусловно, нам тяжело понимать святость и приходить к ней. Но разве легче было в первые века христианства подвизаться в добродетели и святости среди соблазнов языческого мира, среди гонений от властей, враждебных христианству? А в эпоху удельной раздробленности Руси, когда князья своими междоусобными войнами раздирали на части землю Русскую, было ли легко Церкви быть сдерживающим началом и противостоять всей этой братоубийственной войне? Осознать, осмыслить и понять природу святости признаны жизнеописания святых. Увидеть путь ко спасению можно только пробудивнаше духовное зрение. Поэтому необходимо всякий раз с молитвой вновь и вновь притекать к драгоценным фактам и известным событиям жизни святых.

История попыток жизнеописания Софии Юрьевны Олелько-Радзивилл, княгини Слуцкой уходит ко временам ее современников. Из первых дошедших до нас литературных источников стоит упомянуть о дневниковых записях литовского вельможи Зеновича. Эти дневники принято называть «Трагедией». Они отражают частное видение событий. К сожалению, в Беларуси пока не найдено документальных свидетельств об отношениях и личных контактах Зеновича и Софии Юрьевны Олелько. Но поскольку личные взаимоотношения их в 1600 году возможно предположить, то эти дневники можно расценивать как источник достоверного фактического материала. Сохранился и сам подлинник « Трагедии» в архивных собраниях нынешней Литвы.

В 1841 г. вышла в свет документальная повесть Юзефа Крашевского «Последняя из князей Слуцких». Автор имел доступ ко многим первоисточникам, поэтому повесть (роман) имеет богатый фактический материал. Позже в 1858 году Владислав Сырокомля издает историческую драму «Магнаты и сирота». (София княжна Слуцкая)». Даже католик Сырокомля не мог не воспеть подвиг княжны. К тому же автор был архивистом дома Радзивиллов, и поэтому некоторые моменты отражены им с документальной точностью.

К сожалению, пока ничего не известно о сценической судьбе постановок драмы «Магнаты и сирота». Но вполне возможно предположить, что она не раз шла на театральных подмостках Вильно. Оба эти произведения вышли на польском языке и до сих пор не переведены на русский или белорусский языки. Попытки были сделаны Михасем Кенькай, но полного перевода нет. Среди литературных памятников, посвященных Софии, княгине Слуцкой, отдельно стоит творчество Соломона Рыси не кого (Пантеры).

Из известного нам стоит упомянуть написанную им «Эпитафию». Посмертные стихотворения не только увековечивают память. В этом произведении Соломон Пантера воспевает духовное мужество, стойкость и целеустремленность святой, ее волю. Рысинский пишет: «…Разве ты менее рыцарь, чем гордый твой супруг…» С горением звезды сравнивает жизнь святой поэт. Описывает он и скорбь понесшего эту утрату супруга. А кто, как не Соломон Рысинский, знавший в жизни Софию Олелько, смог бы более точно отразить ее образ. И в то же время поэт, воспевая ее духовные подвиги ради величия православия, отмечает ее смирение и кротость перед Господом.

Последующей вехой в агиологических описаниях Пути святой Софии стала юбилейная статья (1912 г.) архимандрита Афанасия (Вечерко) -«Блаженная Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько». Архимандрит Афанасий был наместником Слуцкого Свято- Троицкого монастыря, где тогда почивали нетленные мощи святой. Эта статья легла в основу многих последующих публикаций о ней.

При всем уважении к Его Высокопреподобию архимандриту Афанасию следует отметить поверхностный характер статьи. Возможно, автор не ставил целью проводить агиологическое исследование. Из материала видно знание некоторых документальных материалов, но у этой статьи был именно юбилейный акцент. По сему архимандрит Афанасий не делает глубокого анализа, а только поверхностное освящение жития святой. Автор именует Слуцкую княгиню «Блаженной», тем открывая вопрос о ее канонизации. В традициях и канонах православной Церкви принято царей и князей, сделавших многое на пользу Церкви, именовать «благо-верными».

Стяжавши же святость в мирской жизни, принято величать «праведными». Окончательное определение этого вопроса отнесено к ведению Синодальной или Епархиальных комиссий по канонизации. С прискорбием необходимо отметить, что статья «Блаженная Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько» легла в основу многих последующих попыток жизнеописания святой и некоторые не полностью раскрытые моменты перешли в более поздние библиографические источники.

Совершая зигзаги во времени, особое внимание хотелось бы уделить трудам иеромонаха Маркиана — преподавателя Минской Духовной Семинарии. Этот благочестивый подвижник не только спасал нетленные мощи святой во время французской оккупации 1812 года, но и составил книгу: «Чудеса благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». В ней уже в начале 19 века святая прославляется Господом как целительница головных болей, покровительница благочестивых браков, защитница от огня и голода. К сожалению, есть только отдельные перепечатки из этой книги, а о судьбе остальной ее части пока нам не известно.

До 1917 года был целый ряд публикаций о святой Софии. Наиболее доступны и известны труды архимандрита Николая, Ф.Ф.Серно-Соловьевича, Н.А.Глебова.

Упоминается София Юрьевна Олелько-Радзивилл во многих геральдических, геронтологических и энциклопедических изданиях мира. По милости Божией, в настоящее время имеется ряд изданий, в которых помещено жизнеописание святой Софии Олелько. Трудами подвижников, наших современников, мы обретаем понимание глубины подвига святой. Хотелось бы назвать имена и публикации лишь нескольких авторов, благодаря трудам которых христиане могут обратиться к наследию святой Угодницы Божией. Прославляется святая исканиями протоиерея Михаила Вейго, иерея Федора Кривоноса, Ларисы Рублевской, Ирины Масляницыной, В.Позднякова, А.Минчук, иерея Дмитрия Башко, А.А.Мельникова и других.

Свою лепту в изучение истории рода Олельковичей-Слуцких внесла Мария Каламайская-Саед и А.Трофимов. Отдельной ступенью стоят труды А.Мельникова. Огромный интерес жизнеописания Софии Олелько вызывает в Польше.

Неоценимый вклад в попытке проникнуться атмосферой духовного подвига вносят народные предания, собранные И.Титковским. По сути, это есть материал о народном почитании княгини, который лежит в основе многих научных работ.

В сонме святых мы встречаем людей с самыми разными дарованиями, качествами, обоего пола, разного возраста, звания и состояния. Но все они в земной жизни стяжали святость, благодать Духа Святаго. Подвигом крестоношения в браке, исповедничеством в мирских неустройствах, стойкостью в вере православной стяжала праведность святая София, княгиня Слуцкая. По ее трепетной заботе о чистоте православия и непоколебимости веры праотеческой мы именуем ее благоверной. Заботой о вере, заслугами перед Церковью сияет в Соборе святых в земле белорусской просиявших — благоверная княжна София.

 

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

 

У нас есть великая страна —

наше прошлое.

И нет силы, способной

выгнать нас оттуда.

Святейший Патриарх Московский

и всея Руси Алексий II

 

Родилась София Юрьевна Олелько, княжна Слуцкая 1 мая 1585 г. Происходила она из древнейшего и могущественного великокняжеского рода Ольгердовичей. Родоначальник – князь Ольгерд, стоял у истоков формирования Великого княжества Литовского как централизованного государства. Ольгерд получил образование в Полоцке и Витебске. Там же он принял православие.

Ученые по-разному оценивают роль Ольгерда в мировой истории и истории Христианской Церкви. Его фигура негативно раскрывается в жизнеописании Виленских мучеников — Антония, Иоанна и Евстафия. Но этот момент еще требует глубокого изучения.

Тем не менее, есть заслуга Ольгерда в юридическом закреплении православия в землях Великого княжества. Князь явил свое покаяние перед Господом и в строительстве многих храмов в языческой тогда Литве. Умер Ольгерд в схиме с именем Алексий.

Продолжением благочестивых традиций стал весь род Олельковичей-Слуцких. Тема, касающаяся рода Олельковичей, его истории, отдельно интересна для церковных историков. Ведь подвижники, послужившие распространению и утверждению христианства в языческих землях, канонизировались Церковью как равноапостольные. Однако, здесь не стоит цель такового исследования.

Стоит только отметить, что в Синодике Свято-Троицкого монастыря в Слуцке в роду князя Юрия Юрьевича Олельки (отца святой Софии) записано 35 имен князей и 8 их сродников, меж коими 3 иеромонаха (Филофей, Киприан, Феогност), монах Анастасий. 29 имен княгинь и княжен, среди которых имя царицы Анны, схимонахини Анастасии, монахини Марии. В этой работе нет необходимости останавливаться на жизнеописании княгини Анастасии Слуцкой и других представителях славного рода «рыцарей православия».

Применительно к теме важно осознать традиции и духовное наследие князя Александра (Олелько). После него и стали именовать эту благочестивую ветвь «Ольгердова племя» — Олельковичи. Их княжение приходилось на смутные времена. Но славились они своими благодеяниями.

Так, в 1470 году Симеон Олелькович восстановил Киево-Печерскую Лавру. В целом, Олельковичей можно считать литовско-русскими князьями, поскольку это также ветвь Рюриковичей. Венцом славы этого рода, унаследовав стойкость в вере, и стала 1 мая 1585 года София Юрьевна Олелько. Во святом Крещении родители нарекли ей имя София — «Премудрость».

Родилась благочестивая княжна София от недолгого брака Слуцкого князя Юрия Юрьевича II и Екатерины из рода Кишек. Отец ее был не только покровителем православия, фундатором Слуцких монастырей, но и истинно благочестивой жизнью христианина. То было время гонения на православие, время, ознаменованное униатскими идеями. Принявшим католичество предоставлялись сословные и имущественные льготы.

Князь Юрий, являясь членом Сейма ВКЛ и Речи Посполитой, оставался защитником православия. За исповедование веры лишился он этого места. Но со смирением воспринял он и эти скорби. Тяжело ему было видеть, как порушается мощь Великого княжества, основанная на незыблемости и единстве православия. Тогда же многие прельщались, принимали иную веру. Даже родные братья Юрия Юрьевича II Александр и Иван — Симеон изменили православию вопреки завещанию их отца -Князя Юрия Юрьевича I, который повелел: «Дети под страхом отеческого проклятия должны оставаться в Православии. При нарушении же воли завещателя лишаются права на наследство».

9 Обстоятельства этого завещания позже сыграют роль и в судьбе святой Софии. А тогда, лишь Юрий Юрьевич II выполнял волю отца и жил угодно Богу. Лишившись участия в управлении государством, князь Юрий предается трудам во Славу Божию и молитве. Он собственноручно переписывает Евангелие в дар Свято-Троицкому монастырю в Слуцке, которое заканчивает уже тяжело больным. На первой странице Евангелия уже после смерти князя его духовник писал:«.. .турбации Речи Посполитой укроти и жизнь тое княжати…».

До отхода ко Господу, князь с болью и смирением воспринимал гонение на православие в государстве, где со времен Стефана Батория утвердилось мнение, что «даже король не может вмешиваться в духовные дела подданных». Но пришло забвение традиций предков и прельщение благами мирскими. Поэтому и посвятил князь Юрий остаток жизни смирению, молитве и труду. В заботах о сохранении величия рода Олельковичей проходили его дни.

И вот в такое время и пришла в мир княжна София. Ни одно из имеющихся жизнеописаний святой не дает первоисточника о совершении Таинства Крещения младеницы. Однако, возможно предположить, что совершил сие Таинство иерей Малофей Стефанович. И местом крещения была Слуцкая Свято-Варваринская церковь, либо одна из замковых церквей Слуцкого «дзядинца». Иерей Малофей был духовником князей Олельковичей и в последние годы жизни князя Юрия был наиболее близок к нему.

К сожалению, не известны пока и восприемники при крещении княжны Софии. 6 мая 1586 года умирает ее отец — князь Юрий Юрьевич Олелько-Слуцкий Большинство источников утверждают о смерти матери. Она якобы умерла ранее отца. Таким образом, осиротев в колыбели, малолетняя княжна стала наследницей преуспевающего княжества, которое составляло оплот православия во всей Северо-Западной части Руси. После смерти дядей в 1591 и 1592 годах она, согласно завещанию деда, становится еще и княжной Копыльской.

По существовавшему тогда законодательству, опеку над малолетней княжной приняла семья Ходкевичей. Этот могущественный род состоял в родстве с Олельковичами. Бабка княжны Софии Юрьевны, жена Николая Кишки, была урожденной Ходкевич. И вновь, с сожалением, приходится отмечать пробел во всех жизнеописаниях при освещении младенчества святой. Духовное окормление и образование ее устроялось Супрасльским монастырем.

Детство ее проходило в Берестье и Вильно. Ходкевичи были родом исконно православным и являлись не только «фундаторами» Супрасльской православной обители, но даже архивные и канцелярские дела фамилии управлялись и велись монастырем. Имена Ходкевичей внесены в синодик Супрасля с момента основания обители. Хотя стоит отметить, что вопрос о конфессиональной принадлежности опекунов святЪй Софии остается открытым и поныне.

Непосредственным опекуном благочестивой княжны стал Юрий (Ежи) Ходкевич-Брестский, государственный муж. Смуты и нестроения не давали возможности княжне Софии часто бывать в Слуцке, хотя Слуцкое княжество Милостию Божией и заботами опекунов было одним из самых стабильных в Речи Посполитой. Возрастала княжна в вере и благочестии.

Под Покровом Божией Матери проходили ее детские годы. Всюду юную княжну сопровождало самое значимое наследство -родовая икона Покрова Божией Матери. Сопровождала эта святыня затем и нетленные мощи благоверной княгини. Жаль, что ныне нет даже списка этой иконы. Все, что известно, что она имела ризу, украшенную драгоценными камнями, и от нее также были чудотворения.

Именно Берестейская земля стала местом духовного взросления княжны. Об этом свидетельствует и сам выбор княжной в 1600 году Брестского Собора местом венчания. С раннего возраста посещала София Слуцк со всеми его обителями и храмами. Бывала у места упокоения отца — в Соборной церкви Слуцка, у правого клироса.

Всей своей короткой жизнью готовилась София к монашескому служению Господу. С детства поняла она тягостность своего огромного наследства. Осознавала она и то, каким искушением для многих были ее богатые княжества. И душу ее все больше влекла молитва и монашеский труд.

18.06.1594 года Юрий Ходкевич, как опекун, и Кристофор Радзивилл, по прозвищу «Перун», заключают соглашение о браке княжны и сына гетмана Кристофора — Януша Радзивилла. Назначается срок бракосочетания — 1600 год, за неделю до заговения. В это время Софии должно было исполниться 15лет — срок совершеннолетия. Позже ввиду смерти Юрия Ходкевича новым опекуном Софии стал Иероним (Григорий) Ходкевич. Он также подтвердил предыдущий договор о бракосочетании с Радзивиллами.

Из архивных материалов усматривается неведение княжной Софией о существовании этого договора. По договору князю Янушу было дозволено видеться с нареченной. Но опекуны не позволяли этого. Так имеются документальные подтверждения реальности одной попытки такой встречи. 19.09.1598 года Януш по дороге в Венгрию заезжает в Берестье. Цель его — увидеть княжну Софию. Однако и эта встреча не состоялась по воле опекунов.

А Литва была накануне больших событий. В то время в Литовском Трибунале проходила тяжба Кристофора Радзивилла с Александром и Яном-Каролем Ходкевичами по поводу имения Копысь под Оршей. Имение было отобрано у Ходкевичей. Но они не соглашались с решением Трибунала. Эту утрату они хотели компенсировать иначе. Ян-Кароль Ходкевич был женат на Софии Слуцкой из рода Мелецких — вдове Ивана-Симеона Олельковича. Ходкевич настаивал на принадлежности Копыльского княжества ей, Софии Слуцкой-Мелецкой, а следовательно, Ходкевичам.

Но по существующему законодательству, из-за измены православию Иван-Симеон лишался наследственных прав сам, согласно 11 завещанию своего отца. Следовательно, не мог иметь никаких правоприемников и единственной владычицей этих земель была православная София Юрьевна Олелько. Копыльское княжество было так­же обручено Радзивиллам согласно договору о браке Януша и Софии.

Ходкевичи в свете униатских идей трактовали отсутствие у Ивана-Симеона факта вероотступничества, так как переход из православия в католичество не был, по их мнению, таковым. Так, теряя имение Копысь, Ходкевичи хотели приобрести целое Копыльское княжество. Радзивиллы стояли на защите удачного для них брачного договора. В конфликт был втянут и опекун Софии — Григорий Ходкевич.

08.06.1599 года бабка Софии по матери, сама урожденная Ходкевич, внесла в суд репротест против претензий Ходкевичей, считая их неуважительными. Шли судебные тяжбы двух родов, увеличивая их противостояние. Речь зашла уже о невозможности свадьбы Януша и Софии.

Вся Литва ждала разрешения конфликта. Событие обрастало слухами и домыслами, но все ждали уже кровавой развязки. Обе стороны готовились к «домовой» войне. Войска Радзивиллов подошли к Вильно, где жил Иероним (Григорий) Ходкевич. Там же, в «каменице», жила и его воспитанница София Юрьевна. Ходкевичи укрепляют пушками дом, и вся семейная коалиция готовиться держать осаду. Послы короля, как и униатского митрополита Ипатия Потея, не смогли примирить стороны.

Был объявлен трехдневный молебен во всех храмах и монастырях Слуцка. И Господь услышал моления верных. Радзивиллы, конечно, считали делом чести «освободить княжну, опутанную паутиной Ходкевичей». Ноне стоит идеализировать и романтизировать ситуацию. Помимо материальной стороны в конфликте был и конфессиональный аспект.

В свете Унии Радзивиллы попадали в разряд «диссидентов», как и православные. Радзивиллы исповедовали протестантизм. И в этом конфликте Радзивиллы также отрицали Унию, признавая, что Иван-Симеон Олелькович, отойдя от православия, совершил вероотступничество.

Жаль, что некоторые нынешние историки представляют корысть главным побудительным мотивом Радзивиллов. Хотелось бы подчеркнуть, что при определении наследников Копыльского княжества основную роль играл конфессиональный вопрос. И именно он лежал в истоках этого столкновения аристократических домов.

Но дивен Бог во святых Своих! Поведение Софии не только отразило позицию православия в те смутные годы, а и дало нам пример поведения и путь ко спасению. Во избежание великого кровопролития святая София отреклась себя: «Блаженни миротворцы, яко тии сыноее Божий нарекутся» (Мтф. 5.9). Выразить все значение и глубину этого подвига может только детальное агиологическое исследование. Во имя мира святая принимает подвиг крестоношения в браке, оставив чаяния о монашеской стезе.

Первоначально София Юрьевна заявляет о нежелании вступать в брак. Этим уже Ходкевичи «обелялись» перед всей страной и устранялся 12 важный повод к битве.Однако это не помогло, и приказ на штурм Вильно был отдан. И вдруг, чудо, не знавший поражений Радзивилл «Перун» дает новый приказ об отступлении. Благодатный луч примирения скользнул над Вильно. Княжна София дает согласие на брак с князем Янушем Радзивиллом. И Януш уговорил отца остановить сражение, ибо не пристало воевать в день получения долгожданного согласия. И мир воцарился не только в Вильно,но и по всей Литве. Много позже тот же спор возникал между Ходкевичами и Радзивиллами, но решался он уже только мирным судебным порядком.

«В святости и чести, а не в страсти похотения» (1 Фес. 4.4-5) состоялось 1 октября 1600 года венчание по православному обряду Софии и Януша в Бресте. София поставила для брака ряд благочестивых условий, на которые пошли Радзивиллы. Это обязанность сохранять чистоту и неприкосновенность православия в Слуцком княжестве, сохранение самой Софией «веры греческой», а также воспитание возможных детей в православии. Януш Радзивилл испрашивает разрешения на брак у Римского Папы и получает таковое. Кстати, по поводу этого межконфессионального брака была переписка между Папой Римским и Иерусалимским Патриархом.

В Новогородском суде София Олелько, княжна, а затем княгиня Слуцкая и Копыльская, составляет документы о переходе всех ее владений мужу после ее смерти. Тексты этих документов пока не обретены, но, видимо, и в них были оговорки о сохранении православия во владениях.

Приняв свой мученический венец, она всецело отдает силы защите православия. Благоверная княгиня видела, с какой силой происходило давление на православие. Описание событий вокруг унии достойно отдельного обстоятельного труда. Для сохранения хотя бы малого остатка верных святая София «укрепляет» православный Слуцк. И, как ни странно, в этом ей помогает иноверец-супруг. Наверное, самое главное, почему супруг содействует ей, заключено в ее благочестивой жизни.

Святая София не произносит призывных слов, но вся ее жизнь есть проповедь. Муж – князь Януш Радзивилл, был человеком вольнолюбивым, воспитанным на идеях Стефана Батория. Крещенный венгром-протестантом в младенчестве, получивший европейское образование, князь Януш чтил свою супругу Софию.

Не раз супружеская чета Радзивиллов щедро жертвовала на православные храмы и монастыри. «Ибо кратко, временное, легкое страдание наше, — говорит Апостол Павел, — производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4.17).

Как и до брака, княгиня обращается к Богу для очищения, для преодоления раздробленности и раздвоенности сил души. Скорби и искушения она не воспринимала как нечто странное и случайное. В самых сложных испытаниях она усматривала для себя необходимую пользу. Для всех времен это поистине живой пример преданности Матери 13 Церкви, когда круглая сирота в столь юном возрасте осталась верной православию до самозабвения. Наличие скорбей есть показатель близости Божией, и княжне сполна выпало испытаний.

Господь устрояет так, что в малолетстве умирают двое детей Софии Юрьевны. В 1608 и 1609 годах умерли Николай XII Радзивилл и Екатерина Радзивилл. Скорби и утраты святая София восполняет молитвой и трудом. В браке София являет прекрасный образец жизни благочестивой христианки в миру.

В отсутствие мужа княгиня занимается семейной вотчиной, благотворениями. Своими руками вышивает тяжелые золототканые священнические ризы. Исключительно на свои средства строит София храм на Мир-горе Языльского прихода на Слутчине. Престол храма освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Всю свою любовь и радение святая изливает на православные монастыри и храмы, на утверждение и сохранение Православия в условиях нарастающего влияния унии.

В то время православные братства стали формой противодействия унии. София Юрьевна стояла у истоков образования Слуцкого Спасо-Преображенского братства. Это братство 6 июля 1617 года было отмечено грамотой и крестом Иерусалимского патриарха Феофана.

Потеря двоих малолетних детей, скорби, полная благодеяний жизнь не отвлекли святую от семейного благочестия. Во всех делах и поступках святая озаряла мужа — князя Януша — своею праведностью. Ей удалось убедить супруга-иноверца исходатайствовать у короля грамоту о запрещении в их владениях насильственно склонять православных к унии. Слуцк она превратила в твердыню православия — единственную устоявшую против нападок унии. Слуцкий архимандрит, кроме Хиротонии, фактически имел все права викарного епископа.

По сей день живут в народе предания о ее пеших походах по храмам в дни их престольных праздников. Многое из благодеяний святой можно упомянуть, слава Богу, ныне мы обретаем документальные тому свидетельства.

Преставилась благоверная княгиня София (19 марта) 1 апреля 1612 года, при рождении не пережившей мать дочери. Произошло это в имении Омельно близ реки Птич. Жила святая 26 лет, 10 месяцев и 18 дней. Воистину, великой скорбью стало это событие для Слутчины.

По милости Божией, она была погребена в Слуцке, в Спасском храме Свято-Троицкого монастыря. И сразу началось почитание имени и памяти святой Софии, княгини Слуцкой. Гроб с телом покрывал покров (малиновый) с вышитыми словами: «Блаженны плачущий, ибо они утешатся».

Ко гробу был прикреплен родовой герб святой Софии с изображениями Литовской и Русской Погони.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подражающий Христу становится Христовым, приносящий плод Богу, этим плодом

И явился подвиг святой не ради себя, а ради своего народа. Длительное время нетленные мощи святой Софии, княгини Слуцкой находились под алтарной Слуцкого Троицкого монастыря. Изначально 17 сентября всегда служилась по ней панихида.

Наследие святой оберегает православие и по сей день. Благородный супруг ее — Януш — велел всем потомкам Радзивиллов сохранять православные храмы. И это неукоснительно выполнялось несколько сот лет. Радзивиллы сохранили завещание святой.

Лишь с благоговением приближались ко гробу святой. Но в 1930 году 21 февраля рака была вскрыта. Комиссией было определено поместить мощи в Минск, поскольку медики признали нетление тела Софии.

До второй мировой войны мощи были в Минске. Во время гитлеровской оккупации они по ходатайству Св. Серафима Жировицкого (Шахмуть) были вновь обретены Церковью. По сей день они находятся в Минском Свято-Духовом кафедральном Соборе.

Нам не известно пока достоверно о ранней ее канонизации, но польские ученые утверждают о ее канонизации в бытность еще митро­полита Петра Могилы. Ноканонизационные вопросы — также предмет отдельного изучения.

Святая София, княгиня Слуцкая не требовала от мира загореться светом праведности, она сама горела этим Светом Христовым и мир освящался вокруг нее. И свет Евангельской чистоты княгини остался путеводной нитью для потомков в веках, ибо время не властно над этим Сиянием Святости.

Хотелось бы отметить, что только соборными усилиями мы можем почерпнуть духовные силы у наших корней- Соборе Святых в Земле Белорусской просиявших.

 

СВЯТАЯ МАТИ НАША СОФИЕ, МОЛИ ХРИСТА БОГА О НАС. АМИНЬ.

 

ЖИТИЕ СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНОЙ СОФИИ КНЯГИНИ СЛУЦКОЙ

 

Каждый год, 19 марта (1 апреля по новому стилю) Святая Православная Церковь, совершая память угодников Божиих, чьи жизненные пути так или иначе связаны с этим весенним днем, воспоминает святую благоверную Софию, княгиню Слуцкую.

Для каждого человека, пусть хотя бы немного знакомого с историей славянских земель, в словах «благоверная», «княжна-княгиня», названии «Слуцк» — звучит тихий голос чистой, весенней, только начинающей просыпаться от языческого сна Русской земли времен равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Неспокойным было их время, но было оно наполнено Евангельской чистотой, несущей свет затерянным во мраке язычества городам и весям Руси. То было начало…

Трудами многих прославленных угодников Божиих росла и крепла на Руси Христова Вера. Под покровом Божией Матери возрастала православная Русь. Как и в библейской притче о сеятеле, семя чистой православной, правильной веры падало на «добрую землю» и Слуцк. Свято-Троицкий мужской монастырь принесло плод — освятилась Русь и стала Святой Русью на многие века. Но были в нашей истории и «места каменистые», и «губящие доброе семя птицы», и «тернии», хотящие загубить ростки правды.

Да только любящий Господь во все времена являл людям своих праведников и их трудами ничто не смогло заглушить доброе семя чистой, исконной православной Веры.

Именно такой труженицей на ниве Христовой и стала Слуцкая княжна, а затем княгиня София…

1 мая 1585 года на Белой Руси, в древнем городе Слуцке родилась девочка, нареченная именем София — «Премудрость». Родителями девочки были князь Юрий Юрьевич и княгиня Варвара. Были они князьями Слуцкими из Олельковичей.

Древний и славный этот род шел от Рюриковичей. Внуком великого князя Ольгерда (в схиме Алексия) был родоначальник Олельковичей, князь Александр (Олелько) Владимирович. В разные времена сидели Олельковичи на Киевском и Новгородском княжеских престолах. Всегда несли они в себе чистоту православия, являя собой столп правой веры и защиту единоверцам. Поэтому и именовали их не иначе как родом «рыцарей православия».

По милости Божией всей своей недолгой земной жизнью увенчала княжна София этот воистину былинный, богатырский род. Ибо явил на ней Господь многие добродетели. Однако, узок и тернист оказывается путь праведный… Не исполнилось еще и года младенцу Софии, как осталась она без матери и отца. За считанные дни до смерти князь Юрий Юрьевич — отец Софии, заканчивает свой труд: переписанное им от руки Святое Евангелие.

Заветом отца и напутствием от всех Олельковичей стало оно для княжны Софии. (Ныне оно вновь, словно благоволение Божие, обретено на земле Белой Руси.) Невзгоды, искушения, великие скорби с младенчества предстояло познать святой Софии. Но явила она непоколебимое упование на Бога Крепкого, коим слабый человек делается необычайно твердым.

С огромным наследством встретила княжна София свое сиротство. Но главным ее богатством стали писанное отцом 18 Евангелие, завещанное Слуцкому Троицкому монастырю и икона Покрова Божией Матери.

Эта чудотворная родовая икона Олельковичей всю жизнь была рядом с Софией, и даже по смерти она сопровождала ее, давая свой благодатный покров всем притекающим к раке с нетленными мощами святой благоверной княгини Слуцкой.

Именно с этим образом в руках, после смерти родителей и дядей Александра (1591 г.) и Яна-Симеона (1592 г.) предстала малолетняя сирота на пороге дома магнатов Ходкевичей. Почти на восемь лет стали они ее опекунами. Заботой и вниманием окружили княжну-сироту Ходкевичи, жила и росла она с их детьми в Берестье, Пинске и Вильно. По сей день сохранился тот дом («каменица»), где возрастала будущая святая в Вильно.

Однако слишком большим искушением для многих были огромные богатства сироты. И как ни мала была княжна София, она это понимала. Потому всей душой и помыслами стремилась она жить под благодатным Покровом Божией Матери. Так не к суете мира земного стремилась она, а к Миру Горнему, и старалась не быть обузой своим опекунам. Из кровных родственников оставалась у нее бабка по материнской линии.

Православная по крещению Екатерина, жена Николая Кишки, была урожденная Ходкевич. Близка по духу была ей бабка, но и она, как законные опекуны, чаяла сохранить род Олельковичей. Посему и подумывали они, как бы выдать сироту замуж.

Даже нашли жениха — сына Виленского воеводы — князя Януша Радзивилла. Был Александр (Олелько). Родоначальник Олельковичей 19 заключен и договор между двумя магнатскими «домами» (родами) о том, что София считалась невестой князя Януша. Было ей тогда всего одиннадцать лет, и ее согласие на это не требовалось ввиду малолетства.

За редкие встречи благочестие юной княжны Софии укрепило намерение князя Януша жениться на ней. Да только мысли Софии были чисты и на все свои вопросы и сомнения испрашивала она ответа в молитве. В искреннем стремлении к Богу были все ее утешения и радости. Она понимала, что ее несметные родовые богатства были непреодолимым препятствием на пути к искреннему и чистому браку. Вот и молила Господа, что бы не стать ей причиной ссор и раздоров.

Но Бог попустил ей иное, дабы прославила она Господа своими добродетелями. Как бы ни были искренни заботы опекунов Ходкевичей о счастье сироты, но груз ее родовых богатств стал камнем преткновения в магнатских кругах Великого княжества Литовского.

Многие влиятельные лица и роды оказались втянутыми в интригу вокруг имений Олельковичей, единственной законной наследницей и последней представительницей которых была малолетняя София, княжна Слуцкая и Копыльская. За людские грехи и маловерие было Божие попущение «домовой» войны в Литовском княжестве.

На острие раздоров оказались те же имения князей Слуцких. Споры между могущественными родами грозили разрешиться кровопролитной войной. Казалось, ничто не в силах остановить сходившиеся к месту битвы войска, все готовились к затяжной войне и смуте. А во всех храмах служили молебны об умиротворении враждующих. И Господь услышал мольбы хранящих истинную правую веру.

В лице юной княжны Софии явил Господь своего миротворца. Хоть и не стремилась София к замужеству, но тогда своим согласием на брак с князем Янушем Радзивилом 13 июня 1600 г. именно она остановила кровопролитие. Ибо не было уж никакой другой надежды избежать войны и многих-многих жертв. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божий нарекутся…» (Мф.)

Единственным, но непреложным условием брака поставила княжна София сохранение православной веры своей и в ней же воспитание будущих детей. И протестант — иноверец Януш Радзивилл соглашается.

1 октября 1600 года в одном из Брестских соборов состоялось венчание по православному чину княжны Софии и князя Януша. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Под Ее Милость снова прибегает молодая княжна, на Нее возлагает все свои чаяния и надежды в дальнейшем. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния. И вновь условием такой записи становится сохранение исконной веры православной в землях Олельковичей, становившихся уделом иноверцев Радзивиллов. Такая забота о чистоте веры предков была не случайна.

Словно «птицы» и «тернии» западные проповедники старались заглушить семя истинной веры, которая освятила земли Русские после 988 г. Назад, в мрак злобы, интриг, человеческой гордыни — в пучину греха тянули они Русь. Разными способами бросали они на благодатные нивы семена ереси. Злосчастная церковная уния 1596 г. с Римом лестью и подкупом склоняла славян к вероотступничеству. Многие колебались…

В молодой княгине Софии Юрьевне Олелько-Радзивилл нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Под сенью Слуцких святынь с благословения Иерусалимского Патриарха сплотилось Спасо-Преображенское братство, храня целостность, чистоту и неприкосновенность апостольского учения, переданного на Русь святыми князем Владимиром и княгиней Ольгой.

С участием княгини Софии Слуцк стал твердыней православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. К ней устремляли взоры сирые, теснимые, гонимые за стойкость в православии едршоверцы из различных имений. И она, снося укоры и обвинения от переметнувшихся к унии магнатов.

Всегда заботилась молодая княгиня о материальном благополучии монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала она на храмы Божий. Продолжая благочестивые традиции Олельковичей, она сама, вручную, вышивала золотом священнические облачения для храмов, «фундованных» ее предками. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многие приходы Слуцкого края в дни их престольных праздников.

Ее супруг — князь Януш — был влиятельным человеком в государстве, но продолжал оставаться иноверцем-протестантом. Но не только проповедями обращала его княгиня София. Уповая на волю Божию, она была послушной и верной женой, рачительной хозяйкой, заботливой матерью, и во всем являла собой пример истинно благочестивой супруги. «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям» — эти слова святителя Григория Богослова можно в полной мере отнести к благословленному Господом браку княгини Софии и князя Януша.

Благочестие супруги убеждает влиятельного князя Януша исходатайствовать у короля грамоту о воспрещении принуждать православных к унии. Грамота была выдана и стала важнейшей Рака с нетленными мощами святой Софии, княгини Слуцкой. Слуцк. Троицкий монастырь (фото 1903 г.) попыткой юридически защитить православие. Не к бунтам, не к насилию звала теснимых единоверцев София, а к искренней молитве, упованию на Бога Всевышнего. И показала она, что нет в мире земном силы, способной сдержать справедливые устремления, подкрепленные молитвами праведных. Все способна претворить молитва — людские козни, гонения, неприятие властями земными, все это повергается в прах пред силою молитвы.

Чистая, светлая жизнь супруги Софии убеждала князя Януша Радзивилла покровительствовать православию в своих землях. Архивы и поныне хранят грамоты четы Радзивиллов о жертвах на православные храмы.

Жизнь в уповании на Бога давала силы княгине Софии Юрьевне преодолевать скорби с твердой верой, что если и силен враг, но Господь Всемогущ и никогда не оставит без защиты тех, кто ищет Его.

В 1604 и 1608 годах чета Радзивиллов претерпевает великие скорби: умирают в младенчестве сын Николай и дочь Екатерина. Пережив смерть детей-младенцев, княгиня София только укрепляется в вере отцов. И вновь она уповает на Матерь Божию…

На Мир-горе Языльского прихода она на свои средства строит Покровский храм. И тем она вверяет умерших младенцев-деток Покрову Божией Матери, сама же придается труду и молитве.

Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини город Слуцк, еще при жизни этой великой угодницы получил особенное значение в религиозном плане. Он становится на долгие годы церковно-административным центром и хранителем чистоты православия.

В Слуцке берет свой исток и Минская епархия, и Духовная семинария. Ныне этот город является кафедральным центром. В этом городе пребывает вторая кафедра Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Княгиня София являет собой пример благочестия, подвига и постоянного пребывания в послушании у священноначалия. Она же своим влиянием хранила дела церковные от излишнего вмешательства властей светских и иноверной иерархии. Это явилось залогом того, что Слутчина стала оплотом православия.

Преставилась княгиня София 19 марта 1612 года, в имении Омельно, на Слутчине (современный Пуховичский район). Имела она от роду 26 лет, 10 месяцев и 18 дней. Умерла при родах дочери, которая не пережила мать. Тело ее почивало в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где под спудом покоился прах ее отца князя Юрия Юрьевича. На внешней стороне крышки гроба была надпись: «1612 год, марта 19, преставилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы».

Смерть супруги глубоко ранила мужа — князя Януша. Его близкий друг, лично знавший княгиню Софию, поэт Соломон Рысинский оставил такие строки в «Эпитафии» (Жалобной песни на смерть Софии):

«Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина,

Между литовскими, славой ярчайшая, первая дочь!

Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?

Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла! …

… Слезы лицо оросившие, Бог Милостивый сотрет…»

И по смерти жены, князь Януш глубоко уважал завещанные благочестивой Софии традиции. В грамоте, которая по духу близка к завещанию, князь пишет: «…церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны сохранять, дабы не последовало в том никакой перемены…».

И действительно, влияние памяти четы Софии и Януша было столь велико, что все Радзивиллы, вступая на княжение в Слуцке, обязывались и хранили православие в крае, хотя сами оставались в иноверии.

А святая София славит Господа чудотворениями, совершаемыми по молитвам при раке с ее нетленными мощами, которые ныне пребывающие в Свято-Духовном кафедральном соборе г. Минска.

safija4Православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Слуцкому краю. Так, согласно ее пророчеству, в Слуцке на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий.

Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом в 18-м веке была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей», где описаны некоторые из многочис­ленных чудес.

Святая благоверная София, княгиня Слуцкая канонизирована православной церковью в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 года.

Память ее совершается дважды — 19 марта н. ст. (1-го апреля) и в праздник Собора Белорусских Святых — в неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Претерпев многие скорби в земной жизни и угодив Господу, святая София княгиня Слуцкая по праву считается покровительницей благочестивых браков и семьи. Среди народа она всегда почиталась окормительницей женщин, особенно в беременности и родах. Молятся ей об исцелении головных болей, болезней младенцев и прочих недугов. Являет она свою помощь трудящимся на сооружении храмов, дает свое заступление пред властями земными и в прочих трудных жизненных обстояниях.

Молитвами святой праведной матери нашей Софии, Господи Иисусе Христе, Более наш, помилуй нас.

Аминь.

 

МОЛИТВА

О святая праведная мати наша, блаженная княгине Софие, приими с любовию приношение веры, надежды и любви нашея и вознеси ко Господу, и яко при жизни была еси помощница и заступница всем православным христианом земли твоея, тако и ныне укрепи нас твердо и непоколебимо до смерти стояти за веру православную, согрей сердца наша любовию ко Господу и Пречистей Его Матери. Умоли Христа Бога нашего, да сохранит Церковь Свою Святую от расколов и ересей, да утвердит в ней дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости вечныя, да вси члены ея духом и истиною покланяются Ему, да укрепит верных во благочестии и святости жизни, да обратит отпадших от Православныя Церкве во святыя недра ея.

О святая мати, града Слуцка похвало и радосте, умоли Господа, да избавит град твой и веси Белыя, Малыя и Великия России от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы, да низпослет правителем нашим усердие, прозорли-вость, мудрость и верность, да управляют и судят по воле Его, да хранят установления Святыя Церкве. Испроси всем с верою притекающим к раце святых мощей твоих мирное житие, тишину, просвещение умов и сердец, соблюди их от козней вражиих, от соблазнов мира, во зле лежащего, и от всякия скорби и нужды, обрати нас к покаянию и исправле-нию, даруй заблудшим истины познание, недугующим исце-ление. Упаси нас благодатными твоими молитвами от всех врагов видимых и невидимых и сохрани от всякаго зла, да прославим во вся дни жизни нашея Отца и Сына и Святаго Духа и твое заступление во веки веков.

Аминь.

Святая праведная София, княгиня Слуцкая (1612)

Память 19 марта / 1 апреля

Тропарь, глас 5

Блаженная мати Софие, / нетлением мощей и чудес сяянием почти тя Бог; / поминающе твое праведное житие, / тя молим испросити / телесем нашим здравие и душам спасение.

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Загрузка...