Славянское население Прибалтики в античных и средневековых источниках

Славянское население Прибалтики в античных и средневековых источниках

slaviane
Посвященные славянскому населению Прибалтийского региона выдержки из «Германии» Тацита (І-нач. II в.), «Географии» Птоломея (II в.), «Гетики» Иордана (VI в), «Войны с готами» Прокопия Кесарийского (VI в.), «Повести временных лет», Датской истории Саксона Грамматика, саги об Олаве Трюггвасоне, Адама Бременского (ок. 1075 г), «Жизнеописания Оттона Бамбергского», «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского, «Списка русских городов дальних и ближних», Космографии Герарда Меркатора. (XVI в), «Послания Спиридона-Саввы», «Летописца Великого князя Литовского и Жемайтского», собранные и прокомментированные доктором исторических наук. А.Г.Кузьминым.

Из «Германии» Тацита (І-нач. II в.).
Лангобардам… стяжала славу их малочисленность, ибо окруженные множеством сильных племен, они оберегают себя не изъявлением покорности, а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдилш, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте… Есть на острове среди Океана священная роща, и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу…
За лугиями живут готоны, которыми правят цари, и уже несколько жестче, чем у других народов Германии, однако еще не вполне самовластно. Далее, у самого Океана, — рупий и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям…
Что касается правого побережья Свебского моря, то здесь им омываются земли, на которых живут племена эстиев, обычаи и облик которых такие же, как у свебов, а язык ближе к британскому. Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображение вепрей. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море, и на берегу, и на отмелях — единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом.
Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю, хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и веннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У фенов — поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища — трава, одежда — шкуры, ложе — земля.

Из «Географии» Птоломея (II в.).
Сарматию занимают очень большие племена: венеды вдоль всего Венедского залива, над Дакией господствуют певкины и бастарны; по всей территории, прилегающей к Меотийскому озеру, — языги и роксоланы.

Из «Гетики» Иордана (VI в).
С внешней стороны (от Скандзы) находятся остроготы, раумариции, эрагнариции, кротчайшие финны — наиболее низкорослые из всех обитателей Скандзы, а также похожие на них виновилоты, светиды, известные в этом племени как превосходящие остальных величиной тела; хотя и даны, вышедшие из того же рода, — они вытеснили герулов с их собственных мест, — пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также грании, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании…
Все эти племена, превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда с звериной лютостью…
(Готы из Скандзы) продвинулись на места ульмеругов, которые сидели тоща по берегам океана; там они расположились лагерем и, сразившись с ними, вытеснили их с их поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов…
У левого склона (Альп-Карпат), спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавинами и антами…
Победив герулов, Германарих двинул войско против венетов, которые хотя и были достойны презрения из-за слабости их оружия, были однако могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и Бог попускает и множество вооруженных подступает. Венеты, как мы уже рассказывали, происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха.
Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые заселяют отдаленнейшее побережье Германского океана.

Из «Войны с готами» Прокопия Кесарийского (VI в.).
В это время между племенем варнов и теми воицами, которые живут на острове, называемом Бриттия, произошла война… Варны осели на севере от реки Истра и заняли земли, простирающиеся до северного Океана и до реки Рейна, отделяющего их от франков и других племен, которые здесь основались. Все те племена, которые в древности жили по ту и другую сторону Рейна, имели каждое свое собственное название, а все их племя вместе называлось германцами.

Из «Повести временных лет».
Ляхи же и пруссы, чудь живут у моря Варяжского. По этому морю расселяются варяги: отсюда к востоку — до предела Симова, и по тому же морю к западу — до земли Английской и Волошской.
Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы, и прочии — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым.
…Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, притесняя, эти славяне перешли и поселились на Висле. И прозвались ляхами, а от тех ляхом пошли поляки, другие ляхи — лютичи, иные — мазовшане, иные поморяне…
В лето 859. Варяги брали дань из заморья с чуди, со словен, с мери и со всех кривичей… по белой веверице (зимней белке) от дыма…
В лето 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали само собой владеть, и не стало у них правды, и восстал род на род, и возникли у них усобицы и начали сами с собой воевать. И договорились: «Поищем себе князя, которые бы нами владел и судил по правде». И пошли за море к варягам, к руси, ибо эти варяги назывались «русью», как другие зовутся шведами, иные норманнами, иные англами, иные готами, а эти так. И сказали русичудь, словени и все кривичи: «Земля наша велика и обильна, а распорядка в ней нет; придите княжить и управлять нами». И вызвались три брата с своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли сначала к словенам и срубили город Ладогу. И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий в Изборске – Трувор. И от этих варяг прозвалась Русская земля. Новгородцы же, люди новгородские — от рода варяжского, прежде же были словенами.
…Вот лишь кто славяне на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели на Бугу, а затем названные волынянами. А это другие племена, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти имеют свои языки. Они — колено Иафета, живущее в северных странах.

Из Датской истории Саксона Грамматика.
Хадинг пошел войной на Хандвана, царя Геллеспонта, к городу Дюна, обнесенному неприступными стенами… Поскольку стены являли непреодолимое препятствие, он приказал опытным птицеловам наловить различных птиц, обитающих в жилищах этого вражеского народа, и прикрепить к их перьям зажженные фитили. Птицы, возвращаясь в свои гнезда, зажгли город. Горожане, бросившиеся тушить пожар, оставили ворота без защиты. Внезапным нападением Хадинг захватил Хандвана. Назначив выкуп золотом, он позволил ему выкупиться… После этого, одержав победу над большими силами ориентов, Хадинг повернул в Швецию…
(Сюжет из более поздней эпохи). Фротон напал на Траннона, вождя рутенов… (Ночью Фротон просверлил скважины в судах рутенов, чем обеспечил себе победу).
После этой победы над рутенами Фротон возвратился в отечество. Затем он направил послов на Русь для взимания дани. Но вероломные жители жестоко перебили послов. Возмущенный двойной обидой, он осадил город Роталу30. Разделив русло защищавшей город реки на множество протоков, он захватил город.
Следуя далее, он направил войско к Палтиске. Убедившись, что силой города не взять, он прибегнул к хитрости. Фротон распространил слух о своей смерти. Поверив этому слуху, царь города Веспазий, когда победа была уже в его руках, оставил столь слабую и вялую оборону, что позволил неприятелю вторгнуться в город и сам поплатился жизнью…
Взяв город, Фротон рассчитывал установить господство над державой ориентов и направился к крепости Хандвана. (Вновь город взят и разграблен хитростью)… Хандван… погрузил на корабли царское имущество и потопил его в глубине, чтобы скорее оно досталось волнам, чем врагу…
После того, как Фротон через послов запросил его дочь в супружество, он ответил согласием.
(Фротон III разграбил флот рутенского правителя Олимара).
После этого Фротон созвал племена, которые победил, и определил согласно закону, чтобы всякий отец семейства, который был убит в этой войне, был предан захоронению под курганом со своим конем и всем снаряжением… Тела же каждого центуриона или сатрапа должно было сжечь на воздвигнутых кострах в собственных кораблях…
И вот уже все короли рутенов, кроме Олимара и Даго, пали, потерпев поражение в битве. И он установил, чтобы рутены по правилам данов вели войны и чтобы никто не женился на некупленной жене, так как считал, что покупной брак будет более прочным…
Когда Хальдан узнал, что между королем Швеции Альвером и рутенами вспыхнула война, он направился в Руссию, предложил помощь местным жителям и был встречен со всеобщим уважением.

Из саги об Олаве Трюггвасоне.
В то время правил в Гардарики Вальдамар конунг с великой славой. Говорят, что мать его была пророчицей. (Мать предсказывает рождение Олава и его будущую славу, в том числе на Руси). Этот Вальдамар был отцом Ярицлейва конунга. (Олав с матерью Астрид захвачены в море разбойниками «эстами» и проданы в рабство. Олав был несколько раз перепродан, пока его случайно не встретил и не выкупил брат матери Сигурд, служивший в это время Владимиру и собиравший с эстов дань для князя. Благодаря участию княгини Аллогии девятилетнего Олава взяли на воспитание в княжеский дом, где воспитывали как сына, в том числе «рыцарскому обычаю и воинской мудрости»). И Вальдамар конунг вскоре поставил его вождем своей дружины… И когда ему было 12 лет, спрашивает он конунга, нет ли каких-нибудь городов и волостей, которые раньше были под его властью и были отняты у него язычниками, присвоившими себе его владения и честь. Конунг ответил, что, конечно, есть некоторые города и селения… Олав сказал тоща: «Дай мне отряд в мое распоряжение и корабли, и я попытаюсь взять обратно потерянные земли… Пошел он с этой ратью, и было у него много битв, и одержал великую победу над своими недругами. Взял он обратно все города и крепости, которые были под властью конунга Гардов, и много иноземных народов подчинил он власти Вальдамара конунга… Так ходил он каждое лето в поход и совершил много славных дел, а зимами был у Вальдамара конунга. (В один из походов Олав из-за сильного встречного ветра остановился в Виндланде — земле балтийских славян и женился на дочери князя Гейре и служил князю Бориславу, участвуя, в частности, в большом походе на Данию. После смерти Гейры он возвращается на Русь, а затем попадает в Грецию и по возвращению оттуда советует князю принять христианство. Позднее и сам он принимает крещение в Ирландии).

Из Адама Бременского (ок. 1075 г).
Славия — это очень обширная область Германии, населенная винулами, которые некогда назывались вандалами. Славия в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов много. Наиболее западные — это вагры40… Их город, лежащий у моря, Старград. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, и их город Велеград…
Три острова следует выделить из тех островов, что лежат напротив славянской земли. Первый из них — Фембре. Он расположен против области вагров и его, как и остров Лаланд, можно увидеть из Старграда. Второй расположен напротив вильцев. Им владеют руяне, очень храброе славянское племя, без решения которого, согласно обычаю, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным. Оба эти острова полны пиратами и кровожадными разбойниками, которые не щадят никого из проплывающих мимо. Всех пленников, которых другие обычно продают, они убивают. Третий остров называется Семландией и находится поблизости от русских и поляков. Он населен сембами или пруссами, очень человеколюбивыми и самоотверженными людьми…
За землей лютичей, которые называются вильцами, находится Одра, самая многоводная река славянской земли. Там, где Одра впадает в Скифское море, лежит знаменитейший город Волынь, отличный порт, посещаемый греками и варварами, живущими вокруг. О славе этого города…необходимо поведать нечто достойное внимания. Волынь — самый большой из всех городов Европы. В нем живут славяне вместе с греками и варварами. Даже и саксы, приезжая туда, получают равные права с местными жителями, если не выставляют напоказ своей христианской веры. Все в этом городе преданы губительным языческим обрядам. Что же касается нравов и гостеприимства, то нельзя найти народа более честного и радушного. В этом городе, полном товарами всех народов, ничто не представляется роскошным или редким. Там имеются и вулкановы сосуды, которые местные жители называют «греческим огнем»… Пустившись на парусах из Волыни, на четырнадцатый день прибудешь в Новгород, который лежит в Руссии, где столица Киев, соперник Константинопольского скипетра, краса и слава Греции.

Из «Жизнеописания Оттона Бамбергского».
(О земле поморян). Изобилие рыбы в морях, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется прямо невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые настолько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю о их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвиненным в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, баранье и козье сало, мед, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья…
Честность же и товарищество среди них таковы, что они совершенно не зная краж и обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а жители были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок… И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без явств. Каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначенную только для еды… Блюда, ожидающие участников трапезы, покрыты наичистейшей скатертью. В какое бы время кто ни захотел есть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, где все уже готово…
Рутения находится по соседству с датчанами и должна стать подвластной датскому архиепископу.

Из «Хроники Ливонии» Генриха Латвийского.
(Около 1186 г.). В обители Зегебергской был священник ордена блаженного Августина, Мейнард, человек достопочтенной жизни, убеленный почтенной сединой. Просто ради дела Христова и только для проповеди прибыл он в Ливонию вместе с купцами: тевтонские купцы, сблизившись с ливами, часто ходили в Ливонию на судне по реке Двине. Так вот, получив позволение, а с ним и дары от короля полоцкого Владимира, которому ливы, еще язычники, платили дань, названный священник смело приступил к Божьему делу…
(1206 г. Ливы пытаются изгнать крестоносцев). Был среди них князь Ако, их старейшина, виновник всего предательства и всех бед, тот, кто подстрекал короля полоцкого к войне с рижанами, кто собирал литовцев, кто созывал на бой против рода христианского жителей Торейды и всю Ливонию. В числе других и он был убит, а голову его, как трофей победы, послали епископу…
Кое-кто из ливов, упорствуя в коварстве, известили короля полоцкого через гонцов об уроне, понесенном своими, и просили прийти на помощь им против тевтонов… Слушаясь их зова и советов, король собрал войско со всех концов своего королевства, а также от соседних королей, своих друзей, и с великой храбростью спустился вниз по Двине на корабле…
(Поход кончился неудачей и Владимир Полоцкий вернулся назад). После ухода русского короля с войском, страх Божий напал на ливов по всей Ливонии; жители Торейды и двинские ливы отправили послов в Ригу и просили о мире. Людям из Торейды напомнили все зло, какое так часто делали они во время мира, нарушая мир… Поэтому в мире им было отказано… Ливы же из Леневардена… обещали каждый год, давать по пол-таланта ржи с плуга. Это они с тех пор и до сего дня платят…
Венды в то время были бедны и жалки: прогнанные с Винды, реки в Куронии, они жили сначала на Древней Горе, у которой ныне построен город Рига, но оттуда были опять изгнаны курами. Многие были убиты, а остальные бежали к лэттам, жили там вместе с ними и очень обрадовались приходу священника…
(Князь Вячко из Кукенойсе, потерпев неудачу под Ригой, поджег замок и, забрав имущество, ушел в Руссию», очевидно, в Полоцк). Узнав о сожжении замка Кукенойс и бегстве русских, послали кое кого преследовать их. Среди них Мейнард и некоторые другие из слуг епископа догнали беглецов, немало их нашлило лесам и болотам, а именно лэтигаллов и селов, данников короля (Вячка), единомышленников и сотрудшиков его в измене и убийстве тевтонов, захватили и которых русских, взяли добычу и имущество их… Всех, кого нашли из числа виновных в единомыслии измене, предали по заслугам жестокой смерти и истребили изменников в той области.
…В то же время священник Алебранд с некоторыми другими послан был в Унгавнию вернуть купеческое добро, отнятое давно уже, еще до постройки Риги. Купцы ехали в санях от Двины к Пскову, и жители Унгавнии, по совету ливов, ограбили их по дороге.. Жители Унгавнии и добра не вернули, и о возвращении его в будущем не дали точного ответа. Возвращаясь с таким малым успехом, Алебранд по дороге обратился к лэттигаллам, живущим у Имеры, убеждая их принять крещение… Те обрадовались приходу священника, так как литовцы часто разоряли их, ливы всегда притесняли, а от тевтонов они надеялись на помощь и защиту. Слово Божие они приняли с радостью, но прежде все-таки бросили жребий, принять ли им крещение от рус¬ских из Пскова, как другие лэтигаллы из Толовы, или от латинян. Дело в том, что русские в это время приходили крестить своих лэтигаллов в Толове, всегда бывших их данниками…

Из «Списка русских городов дальних и ближних».
На Дунай, Видычев’ град, о седьми стенах каменных, Мдин. И об ону страну Дуная, Тернов, ту лежить святая Пятница. А по Дунаю, Дрествин, Дичин, Килиа. А на усте Дунаа, Новое село, Аколякра. На море Карна, Каварна. А на сей стороне Дунаа, на усть Днестра над морем Белъгород. Черн, Ясьскый торг на Пруте реце. Романов торг на Молдове. Немечь в горах. Корочюнов камен. Сочява. Сеет. Баня. Чечюнь. Коломыя. Городок на Черемоше. На Днестре Хотень. А се болгарскыи и волоскии гради…
А се Литовьскыи:
Случеск. Городець на Немне. Мереч. Клеческ. Кернов. Ковно. Вилкомирье. Моишогола. Вилно, 4 стены древены, а две каменны; а реце две: Велиа, Вилно. Трокы Старый каменны. А Новый Трокы на езере две стены камены, а вышнии древян, а в острове камен. Медники камен. Крев камен. Лошеск. Голшаны. Березуеск. Дрютеск. Немиза. Рша камен. Горволь. Свислочь. Лукомль. Логоско.

Из Космографии Герарда Меркатора. (XVI в)
Ругия. Остров в древние лета многим пространнее был, неже ныне. Божиею волею промыла вода сквозь той остров и отделила особно остров Руден на удивление всем, что неподобно тому было тако статися, страшными волнами морскими и трясением земли и ветры великими потопило многие домы и костелы и колоколни между Ругией да между руденом на 5 миль. Ныне в том месте глубина непомерная…
На острове том живали люди идолопоклонники, Рены или Рутены имянуемые, люты жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те Рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели, то есть Бордум, Гривмъмам, Трибесия, и воевали с Дацким королем и со иными поморскими князьями, и с Любскою областью воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противны были. Язык у них был словенской да виндалской. Грамотного учения не искатели, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте не училися, токмо воинским делам прилеж¬ные охотники были.

Из «Послания Спиридона-Саввы».
Август же начат ряд покладати на вселенную… И Илирика брата же своего, постави в повершиа Истра, и Пиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричаютца Угрове, и Пруса в брезех Вислы реки в град, глаголемый Марборок, и Торун, и Хвоиница, и пресловы Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселился ту Прус многими времены лет, пожит же до четвертого рода по колену племена своего, и до сего часа по имени зовашеся Пруска я земля…
И в то время некий воевода новгородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владелца сущая с ним Новагорода и рече: «Съвет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родом римска царя Августа рода. Они же шедше в Прусскую землю и обретошя тамо некоего князя именем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата: имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег…
А иже рече о вчинении рода литовского княжества. В лета великого князя Александра Михайловича66 по пленении Батыеве избеже некий от плена его имянем Витенец, некоего княжати Ростислава Мьстиславича Смоленского, и вселися в Жемотии у некоего бортника. И поят дщерь его в жену себе, и пребысть три десят лет с ней бездетен. И убиен бысть громом. И поят жену его раб его имянем Гегиминик, конюшец его. И роди от нея 7 сынов:
1.Наримантик,
2.Евнутик,
3.Олгердик,
4.Скиргалник,
5.Кестутик,
6.Корнадик,
7.Монтовик, к симиина два.
Великому же князю Александру Михайловичу немало закосневшу в Орде и пакы испущену бывшу ему из Орды царем на великое княжение всеа Русии, в виде грады аще не. ставлены, но в мале люди сьбирающася. Печалию съдръжим многою о токовом запустении. По убиении бо великого князя Михаила Черниговского68 и Феодора болярина его просыпашяся измаилтяне69 и полетешя по всей земли, яко же птица по воздуху… И овех убо християн мечем закалаху, овех же в запленение овождаху, а. отставших смерть безгодна пожже, от смерти же отставяа гладом погублена бывше… А их же глад не погуби, сих попущением Божиим, волци нощию и днию нападающе, снедаху, и людей, и скотов, и всех добрых плодов. Не бе князя, ни вожда, ни наставника в людех, ни избаляюща, ни спасающаго, но вся исполнишяся страха измальтескаго и сердца храбрая доблественных мужь в жен слабеишяя сердца преложишяся. И воистину тоща блажаху живи преже умерших…
Князь велики Александр Михайлович начат разсылати Своя ратники по испаленым градом и местом от безбожного Батыя. Посла Боренка некоего на Волынскую землю и на Киевскую събирати оставшяа люди, бе бо муж храбр зело. Посла же и сего Гегиминика с седмию сыны его об сю страну Немна такоже събирати люди по испаленым градам и весем. Той же Гегеминик, преже бывши конюшец Витенев, начят съкровища изискивати ливци некоими вълхвы страны тоя и събра богатства премнога. И прииди Боренко от Волыня со многими данми. А сей Гегеминик, слободщик великого князя, от своея области, иже бе ему поручена от великого князя Александра Михаиловичя…
(По смерти Александра Михайловича ему наследовал Михаил Александрович, а в Литве по смерти Гедимина и усобицы между сыновьями властью овладел Ольгерд). После же въспосылает Ольгерд к великому князю Михаилу, моля его и обещевая присягу имети к нему и помоществовати во всем и повиноватися, якоже и отцу его творяше та. Князь же велики Михайло Александръвич возлюбил его и вдаде за нь сестру свою великую княжну Ульяну. И от того часа наречеся Олгерд князем по жене своей великой княжне Ульяне.

Из «Летописца Великого князя Литовского и Жемайтского»
(Сохранился ряд летописей, Содержащих этот «Летописец». По¬скольку оригинал восходит к старобелорусскому языку, даем его здесь в переводе на современный русский. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
После Клавдия царствовал его сын Нерон, которые был господином крутого нрава и невыдержанный; свою родную мать и своего сына без каким-либо вины предал смерти, и несколько раз повелевал поджигать город Рим, ни для чего иного, кроме собственной потехи… Поэтому многие, бросая свои имения и имущество, бежали в разные страны…
Один римский князь именем Палемон, родственник цесаря Нерона, собрался с женой и детьми, и со своими вассалами, и имуществом, а с ним пятьсот шляхтичей, тоже с женами и детьми и с большими силами. И взяли с собой одного астронома, который умел ориентироваться по звездам, и пошли на кораблях морем на закат солнца, поискать земли, где можно было бы поселиться и жить спокойно. Самыми знатными были четыре рода: Китоврасов возглавлял Довспрунок. Колюмнов — Прешпор, Руссов, Ульянус, Рого – Екътор (Палемон — греческое имя («борец»), известное в Иллиаде (где это — вождь венетов), у венетов адриатических (где это легендарный вождь), в Боспорском царстве. В Прибалтику это имя, очевидно, также попало с венетами-венедами. Примечательно, что в числе 4-х знатных родов есть и русы, и роги (рожи). Имя Екътор, видимо, Предполагает легендарного Гектора из Иллиады. Имя «Ульянус» тоже средиземноморское, видимо, производное от «Юлия», легендарного сына Энея из Иллиады. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
И так эти люди долго по морю ходили… и морем-океаном дошли до устья Немана… И потом пошли рекой Неманом вверх… и дошли до реки Дубисы. Войдя в эту реку, нашли над ней высокие горы, большие равнины, и роскошные яубравы, наполненные разного рода зверями… Поселились по рекам Дубиса, Нема и Юра… и назвали эту землю Жемайтией.
Князь Палемон породил трех сыновей: старший Борк, второй Кунас, третий Спэра. Старший сын Борк построил на реке Юре город и назвал его, сложив свое имя с названием. реки Юрборк. Средний сын Кунас пришел на устье реки Невяжи, где она впадает в Неман, построил здесь город и назвал своим именем…
(Речь идет о Новом Ковно (Каунасе). — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Борк и Спэра умерли бездетными. Кенус объединил все удели и оставил их сыновьям Кернусу и Кгинбунту. Название «Литва» объясняется из латинского словосочетания «литус» — побережье и «туба» — труба, на которой играют. Кернус назвал народ Литусба). Простые люди не знали латыни и стали называть себя Литвой.
(Кернус имел одну дочь, которую выдал за Кируса из рода Китоврасов и сделал его князем Литовским. Кгибунту в Жемайтии наследовал Монтвил).
Во время княжения Монтвила поднялся царь Батый походом на Русскую землю, и всю Русскую землю (автор легендарного родословия явно не представлял, что между временем Нерона и нашествием Батыя находятся не 4-5 поколений, а 12 столетий — прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин) разорил, князей русских перебил, а иных увел в плен, и столицу всей Русской земли город Киев сжег и опустошил… И в то время узнал великий князь Монтвил Жематийский, что Русская земля опустошена и русские князья разогнаны, дал своему сыну Ерьдвивлу войско и послал с ним знатных своих вассалов от Колюмнов Грумпя, от Русинов (Уръсинов) Ейкша, от Рого — Гровжиса. И перешли реку Вилию, изатем перешли реку Неман и нашли в четырех милях от реки Неман красивую гору, и построили на ней город и назвали его Новгородок. И сделал великий князь его своей столицей и стал называться великим князем Новгородским. И пойдя из Новгородка, построил город Городно.
(Потомок Палемона дает славянские названия возводимым им городам. И это в легенде, которую принято считать неким оправдательным документом для литовских феодалов и князей, захватывающих опустошен¬ные Батыем русские земли. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).

Комментарии и примечания

(Свебское море — Балтийское море. Свевы — большое германское племя, жившее до середины I тысячелетия севернее Дуная, а затем рассеявшееся по западным областям Европы (в частности, в Галлии, Испании). Часть свевов прошла в Скандинавию, дав название в будущем стране Швеции. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Эти «эстии» не имеют отношения к будущим эстонцам. Они жили где-то в районе позднейшей Пруссии. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Важное указание на негерманский этнические элемент в Прибалтике .начала н.эры. Речь может идти как о ранее здесь живших венетах (вене¬дах), так и выселившихся после завоевания Юлием Цезарем Галлии кель¬тских племен, в том числе и венетов из Арморики — современной Бретани. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(В Средиземноморье янтарь попадал главным образом через посредство венетов адриатических. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(В пользу кельтического происхождения бастарнов обычно приводят тот факт, что принимая христианство в V в., они просили себе епископа из малоазиатской Галатии, где поселившиеся здесь еще в III в. до н.эры кельские племена сохраняли самобытность. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Балтийское море называется «Венедским» и рассматривается как залив Океана. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Меотийское озеро — Азовское море. Керченский пролив считался рекой даже и в XII в. (Идриси называет его «Руссией»). — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Остроготы — восточные готы. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(По средневековым генеалогиям герулы родственны ругам и венедам. Часть их в первые века н.эры переселилась на Дунай и к Причерноморью, какая-то часть вернулась назад в Прибалтику. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Рании — видимо, родственное ругам племя, поскольку остров Рюген (Ругия, Русия, Рутения) назывался также Руйяной, а население его также «ранами» или «руйяанами». — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Ульмеруги — островные руги. Основная часть ругов жила по южному берегу Балтики, но они издревле занимали также и некоторые острова. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Вандалы — этот этноним в источниках не всегда означает одно и то же. В одних случаях речь идет о ветви племен, живших у юго-восточного берега Балтики (в их числе и варины-варны, и лангобарды), в других о венедах. Этимологически и то» и другое связано с обозначением воды и предполагает поморян. В средние века название «венеды» или «вандалы»у германских авторов предполагало славян, что является одним из свиде¬тельств не германской принадлежности этой группы племен. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Венеты (венеды) — племя или группа племен первоначально близкая к иллирийской ветви индоевропейцев, а впоследствии в основном слившееся со славянами. На побережье Юго-Восточной Балтики венеты появились, видимо, в конце Пятысячелетия до н.эры, что совпадает с эпохой Троянской войны и дает основание рассматривать венетов малоазиатских — союзников троянцев, адриатических и балтийских как ветви общего ствола. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(В данном случае имеются в виду герулы у Приазовья. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Германарих — готский вождь IV в. и герой ранних готских сказаний. В рассказе Иордана он властвует чуть ли над всей Восточной Европой и в числе его подданных упоминаются «роги», видимо, то же, что и «розомоны» (росомоны», в столкновении с которыми Германарих был смертельно ранен. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Речь идет опять-таки о «эстах», населявших область Пруссии и добывавших янтарь. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Варны-варины также участвовали в Великом переселении народов и вместе с другими племенами побережий Балтийского и Северного морей принимали участие в событиях на Дунае. Видимо, памятью об этом является известное с раннего средневековья поселение «Варанговилл» в Бургундии на реке Роне (буріундцьі принадлежали к той же ветви). Прокопий говорит о их прежнем мои уществе, на что указывают и некоторые позднейшие германские авторы. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Это единственное указание на области расселения варягов. Указание на выход к побережью моря «ляхов» ведет к концу Х-началу XI века, когда Польша подчинила племена поморян и лютичей (на короткое время). «Пределом Симовым» в данном случае названа Волжская Болгария. Видимо, под влиянием хазарских иудеев на Руси волжских болгар считали «семитским» народом. Имеется в виду, следовательно, Северная Русь (от Ладоги до Мурома). Земля Английская (Агнянская) — область, пограничная с западными славянами. Так в Повести временных лет именуется будущая Дания, а провинция «Ангельн» на юге Ютландии сохранится до 1920 года. Волошской землей, видимо, названа Священная Римская империя. Западнее «ляхов» до Ютландского полуострова жили ободриты и варины, коих в данном случае летописец и называет «варягами». — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Текст явно вставлен в летопись позднее, поскольку повторяет сказанное в иной редакции. Здесь и «варяги», и «русь» лишь особые балтийские племена, наряду со скандинавскими и некоторыми западноевропейскими, входящими в Священную Римскую империю. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Этот отрывок из «Сказания о славянской грамоты» созвучен указанию на места обитания варягов. В летописном извлечении из Сказания варины, ободриты и руги-рутены-русы в числе славянских племен не названы. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Должно читаться «с веси и кривичей». — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Дань «от дыма» предполагает «большие дома» с несколькими очагами. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Здесь в число варяжских племен включены и скандинавские (скандинавы появляются в варяжских дружинах на Руси и в Византии во времена Ярослава). Но русь от скандинавов подчеркнуто отличается. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(В тексте Новгородской I летописи новгородцы выводятся «от рода варяжского». В Повести временных лет это указание согласовывается с утверждением, что это был город словен. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Приведенный текст из вводной части летописи тоже, видимо, относится ко времени Владимира, когда в составе Руси было лишь шесть и затем семь племен (к концу его правления в составе государства будут и кривичи, и радимичи, и хорваты). Но племена балтские и угро-финские входят в ее пределы едва ли не со времен Рюрика. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Саксон Грамматик писал в конце ХII-начале XIII века. В его «Истории» много говорится о длительных войнах датчан с «рутенами», то есть русами, жившими по восточному побережью Балтики, и имевшими столицей город Роталу на территории нынешней Эстонии. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(«Геллеспонтцы» в «Истории» предстают как родственники рутенов. Само название предполагает греческое наименование Мраморного моря и одноименной малоазиатской провинции, то есть связано с преданиями о переселении «венетов» из Малой Азии после падения Трои. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Подобный сюжет есть и в Повести временных лет, где он изложен логичней: птиц наловили сами осажденные древляне в качестве дани (по версии некоторых летописей для принесения жертвы). — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Ориентами («восточными») называются здесь все жители Восточной Прибалтики и смежных земель. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(По имени этого приморского города вся область носила название Роталии или Рутении-Руси. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Обычно считают, что имеется в виду Полоцк. Но вероятнее, что это давний предшественник нынешней Палдиски в провинции Вик на берегу Финского залива. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(В источниках говорится об особой «гордости» рутенов, возвышавших себя над всеми соседними племенами. В Саге о Тидреке Бернском герой добывает для Аттилы в жены дочь «русского консула» силой и хитрость. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Здесь описаны два типа захоронений: трупоположение под курганом и сожжение в ладье. Оба они известны у рутенов. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Имя Олимар часто встречается в генеалогиях прибалтийской ветви племен, к которой относятся венеды, герулы, руги (русы). Имя Даго — кельтское «добрый». Этим именем назывался и остров у Роталии. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Здесь шведы четко противопоставлены восточнобалтийским русам. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Олав Трюггвасон — первый король Норвегии, принявший христианство, — один из главных героев скандинавского эпоса. В разных сагах с большими или меньшими подробностями говорится о пребывании его на Руси и у балтийских славян. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(На севере больше знали Ярослава, женатого на дочери шведского короля, а потому обычно уточняется, что Владимир — это его отец. Нико¬го из более ранних русских правителей на севере не знали, и это является дополнительным аргументом в пользу того, что варяги и русь IX-X веков не имели непосредственного отношения к скандинавам. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(«Ваграми» в немецких источниках часто называют варинов. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(У балтийских славян было несколько «Старградов», тогда как на востоке несколько «Новгородові Столица вагров у немцев сохранила тоже значение (Ольденбург или Альтенбург). — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(По средневековым генеалогиям именно из этой земли вышли Рюрик с братьями. Есть версия, что «ререгами» племя стало называться по тотему: ререгу (рароіу) — соколу. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Имеются в виду жители Рюгена, называемые в немецких источниках также ранами, ругами, русами, рутенами (в латинской транскрипции) . — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Богам руян приносили жертвы даже и датские христианские короли. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Имеется в виду полуостров Самбия, смежный с «Неманской» Русью. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Волынь, Волин, Винта, Юлин, Йомна, Йомсбург — полулегендарный город, по некоторым преданиям затонувший во время землетрясения (таковое действительно было в 1308 году; оно, в частности, разрушило и частично затопило остров Рюген). Полагают, что город находился у устья Одера, но обнаруженное здесь археологами поселение не согласуется с описаниями Адама Бременского, Гельмольда, Скандинавских саг. Название «Юлин» предполагало, что город основан Юлием Цезарем. В целом археологические исследования, проведенные учеными, подтвердили восторженные описания немецких авторов: Славия, земли балтийских славян были наиболее развитым в экономическом отношении районом севера Европы. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(«Греки» в данном случае либо приверженцы собственно византийской церкви, либо ирландские миссионеры, которых в Европе также часто называли «греками, отличая от католиков. Могли иметься в виду и христиане из Киевской Руси. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Русь в данном случае рассматривается как часть православного «греческого» мира. Указание на время, необходимое для поездки в Новгород, свидетельствует об обыденности таких поездок. Связи северо-западной Руси с южным берегом Балтики становятся интенсивными с конца XІII века. Этим путем шел и колонизационный поток на восток. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Отгон Бамбергский крестил Поморье в 20-е годы XII века. В середине столетия об этом возникло три сказания спутников епископа, в целом близких друг другу. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Очевидно, имеется в виду именно остров Рюген. Но датские архиепископы претендовали и на земли русских язычников по восточному побережью Балтики. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Генрих Латвийский (ум. 1259) — апологет христианизации как по¬рабощения «язычников», писало событиях конца ХII-начала XIII века. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Река Винда — современная Вента. Название реки определенное указание на язык венедов: он ветвь индоарийского, и означает племенное название «живущие у воды» (как и племя синды близ Керченского пролива). С переселенцами, видимо, связано появление города Вендена в земле лэттов. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Кукенойс — современный Кокнесе на Западной Двине. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Унгавния — область западнее Псковского озера. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Река Имера — видимо, современная Седа у границы Латвии и Эстонии. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Сам Псков в это время считался «пригородом» Новгорода и сбор дани могли проводить и новгородцы. На такую дань претендовали и в конце XIII века. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(«Список русских городов…» составлен в окружении митрополита Киприана, видимо, в 90-х гг. XIV века. Киприан — болгарин по происхождению — значительную часть времени провел в Великом княжестве Литовском, интересы которого более всегда и защищал. Автор «Списка», видимо, бывал с Киприаном и в Болгарии, и в Литве, поскольку хорошо представляет топографию этих городов. «Русскими» в Подунавье названы те города, куда в свое время Святослав собирался перенести «центр» своей земли и которая в некоторых источниках определяется как «Русь». В состав Болгарской митрополии эти города не входили, управляясь из Кон¬стантинополя. На «Волошские города» Киприан поставил епископа, но в Константинополе эти действия митрополита не санкционировали. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(«Литовскими» названы все города, входившие в конце XIV века в состав княжества, включая верхнеокские. М.Н.Тихомиров Обратил внимание на то, что собственно литовские города в список не включены. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Космография Герарда Меркатора была переведена уже в XVII веке. Этот перевод по двум спискам напечатал И.Забелин (История русской живописи с древнейших времен, ч. І. М., 1908) . — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Имеется в виду землетрясение 1308 года. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Здесь «виндальский» язык прямо отливается от «славянского», и, очевидно, предполагает изначальный язык прибалтийских венедов. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Восточные источники тоже говорят о своеобразном культе меча у «островных» русов. Что касается грамотности, то русы, с которыми встре¬тился Ибн Фадлан в 921 году в Булгаре, ее знали, хотя оставались языч¬никами. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Спиридон-Савва — уроженец Тверского княжества, поставленный в 1476 г. митрополитом в Литву. Вскоре был отстранен и оказался в заключении, бежал на Русь, где также оказался в заточении. «Послание» станет основой возникшего в княжестве Василия IIІ «Сказания о князьях Владимирских». — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Александр Михайлович княжил после гибели отца в Орде в 1317 году и сам также был убит в Орде в 1339 году. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Ростислав Мстиславич Смоленский упоминается летописями в связи с событиями 1240 года. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Михаил Черниговский был убит в Орде в 1246 году. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Так называли мусульман. Татары в это время держались своей веры. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Картина разорения вполне достоверна и предполагает современный событиям источник. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Имеется в виду жематийская сторона Немана. В «Сказании о князьях Владимирских» Гегеминка посылает не тверской, а московский князь. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Ливцы — мастера, плавившие металл. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).
(Ульяна была выдана за Ольгерда в 1349 г., причем, по летописям, решал этот вопрос московский князь Семен Иванович Гордый вместе с митрополитом. Михаил позднее постоянно поддерживал Ольгерда в его антимосковских мероприятиях. — Прим. д.и.н. А.Г.Кузьмин).

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Загрузка...